о 1938 года состояние дел в советской истребительной авиации оценивалось, как успешное. Любимый самолет И. Сталина И-16, конструкции Поликарпова, прекрасно себя зарекомендовал не только как непременный участник первомайских парадов - победы в схватках с японцами подтверждали, что И-16 нет равных в небе; новости из Китая, где советские летчики оказывали дружескую помощь восточному соседу, тоже обнадеживали; на протяжении первых двух лет Испанской войны "лучший из истребителей" так же проявлял себя достойно. И вдруг... одно за другим посыпались сообщения: в небе Испании творится невероятное - немецкие самолеты бьют республиканскую авиацию, И-16 не в силах соперничать с "мессершмитами" последних модификаций... И тот, что считался лучшим из истребителей - высотный скоростной Миг-3 - оправдать надежд так и не сумел, и был снят с производства в самые тяжелые для Красной Армии дни. Так же неудачно начинал войну и самолет Лаг-3 - воздушные бои с "мессершмитами" он проигрывал по всем статьям: из-за трудностей с пилотирование летчику в бою нередко приходилось следить не за противником, а затем, чтобы не сорваться в штопор. Перетяжеленною инертную машину пилоты со злостью называли "утюгом", а полки, летавшие на Лагах, считались полками смертников. Признавать это было обидно, тем более, что на уровне проектов Лаг был очень неплохим самолетом, а Миг - просто выдающимся. Роковую роль в судьбе обоих истребителей сыграла спешка, с которой они запускались в производство - довести до ума перспективные конструкции помешала война. В значительней мере из-за этого, в 1941 и 1942 - за каждого сбитого немца приходилось расплачиваться десятком своих...