И вновь меня потянуло на просмотр старых фильмов, да не абы-каких, а в жанре исторического кино (т. н. «пеплумы»). Пару недель назад это был «Спартак» с Кирком Дугласом в главной роли, в этот раз выбор пал на «300 спартанцев» 1962 года.
Сюжет ленты отсылает нас к событиям греко-персидской войны 480—479 гг. до нашей эры, а точнее тому самому Фермопильскому сражению, когда греческие воины, включая спартанского царя Леонида со своим отрядом, несколько дней отражали превосходящие силы персидской армии. В принципе, на этом краткий исторический экскурс можно считать оконченным, перейдем непосредственно к разбору самой кинокартины.
Несмотря на свою тематику и название, фильм делает упор не только и не столько на ту знаменитую битву, сколько на событиях, которые предшествовали ему. Нам покажут совещание глав греческих полисов по поводу грядущей интервенции, персидского царя Ксеркса в окружении своей свиты, самого Леонида, который занимается приготовлениями к походу. Есть и побочная линия, связанная с юным спартанцем по имени Филон, которого в последний момент изгнали из отряда из-за того, что его отец был замечен в стане врага. Однако это не сломило юнца, и он в сопровождении своей невесты отправляется вслед за остальными воинами, чтобы доказать, что достоин носить щит называть себя воином…
Следить за всеми сюжетными перипетиями достаточно интересно, несмотря на относительно большой хронометраж. Во многом эта заслуга местных актеров, даром что местами в их речах сквозит пафос (что поделаешь, жанр такой). Глядя на царя Леонида в исполнении Ричарда Игана, веришь, что он и в самом деле был таким если не внешне, то точно по характеру: глас народа, отец солдатам, мужественный, решительный и непоколебимый. Из других персонажей могу также отметить того же молодого спартанцаФилона (Барри Коу), за которого я искренне переживал по ходу повествования и желал, чтобы у него все наладилось.
Коль фильм основан на реальных событиях, возникает естественный вопрос — как обстоят дела с исторической достоверностью. С этим у кинокартины тоже все более-менее в порядке, начиная с действующих лиц и заканчивая снаряжением обоих сторон конфликта. Разумеется, наверняка найдутся те, кто углядят какие-то неточности и расхождения с реальными фактами, но я не буду этого делать ибо был слишком увлечен сюжетом. Да и сам фильм изначально не претендовал на стопроцентную достоверность, что, опять же, также присуще данному жанру.
В заключении не могу не сказать пару слов о советской озвучке. Она отличная и в плане разнообразия голосов, и в плане соответствия типажам персонажей. Смена тона, тональности, эмоции и паузы находятся там, где им и место. Пафос и легкая наигранность также присутствуют исключительно потому, что так было и в оригинале.
9 из 10
P.S. Говорят, что одним из тех, кто посмотрел данный фильм, был молодой Фрэнк Миллер, который позже под впечатлением от увиденного написал комикс «300», впоследствии экранизированный в 2007 году. Но это уже совершенно другая история…
И вновь меня потянуло на просмотр старых фильмов, да не абы-каких, а в жанре исторического кино (т. н. «пеплумы»). Пару недель назад это был «Спартак» с Кирком Дугласом в главной роли, в этот раз выбор пал на «300 спартанцев» 1962 года. Сюжет ленты отсылает нас к событиям греко-персидской войны 480—479 гг. до нашей эры, а точнее тому самому Фермопильскому сражению, когда греческие воины, включая спартанского царя Леонида со своим отрядом, несколько дней отражали превосходящие силы персидской армии. В принципе, на этом краткий исторический э