Лично я, делая свой личный прогноз, угадал, что «лучшим фильмом года» на 85-й церемонии «Оскар» признают «Операцию «Арго» Бена Аффлека. Пишут, что это политический триллер. Но мне кажется, что это неверное позиционирование фильма. Словосочетание «политический триллер», наверняка, отпугнет огромное количество женщин-зрительниц. При том, что фильм этот, не столько о политике, сколько о силе духа и патриотизме. Увы, американском, а не российском. О подвиге с риском для жизни, совершенном мужчиной — в данном случае спецагентом, которого играет Бен Аффлек.
Это он придумал и осуществил хитроумную операцию «Арго» по спасению 6 американских сотрудников дипмиссии из охваченного мятежом Тегерана. Не буду рассказывать сюжет. Фильм в хорошем качестве есть в Сети. Не поленитесь. Оно того стоит. При том, что к картине, конечно, много вопросов. Главный из них: почему так долго (несколько месяцев) заложники томились в стенах канадского посольства в столице Ирана, не имея возможности даже выйти на улицу подышать воздухом? Почему операцию нельзя было продумать и осуществить в течение недели-двух? Так же не могу взять в толк: зачем нужно было тащить заложников на тегеранский рынок, где их чуть не растерзали местные аборигены? Почему бы их сразу не отправить в аэропорт под видом съемочной группы? В общем, таких вопросов после просмотра фильма много.
Меж тем, понимаю — почему «Операция «Арго», а не, скажем, «Джанго освобожденный». Думаю, что академики, голосуя за это кино, руководствовались следующими соображениями. Во-первых, фильм основан на реальных событиях, он о реальных людях, о реальном подвиге, а это всегда ценится больше, чем кино выдуманное и надуманное. До недавнего времени все детали этой секретной операции держались в секрете. Американские кинематографисты — большие молодцы. Они свою историю, короткую по сравнению с российской, стараются перенести на экран. Каждый эпизод этой истории стараются экранизировать. Американцы демонстрируют своим гражданам, что в их замечательной стране огромное количество героев. Вот этому у них надо поучиться. Россияне же свою историю знают очень плохо. Потому что учили ее по очень плохим учебникам истории. Неслучайно ведь озаботился Владимир Мединский (министр культуры) созданием «правильного» учебника. А то сегодня их чуть больше сотни.
«Операция «Арго» — фильм нескучный, он держит зрителя в напряжении до последней минуты. Это, во-вторых. В-третьих, невозможно не попасть под обаяние самого Аффлека. В фильме он блистателен. В-четвертых, это очень патриотическое кино. Это не квасной прямолинейный патриотизм, а тонко сделанная психологическая кинодрама, после просмотра которой на уровне подсознания возникает любовь к стране под названием США. Фильм о том, как страна не бросает в беде граждан, идя на большой риск во имя их спасения. Случись у нас такая трагедия, думаю, никто бы не стал париться ради каких-то шестерых дипломатов. Сейчас по Первому каналу идёт сериал про Чапаева. Но это какая-то Санта-Барбара, а не кино, основанное на реальных событиях. Все эти актеры, у меня такое ощущение, понятия не имеют, кого они играют. А ведь какое кино можно было снять про Василия Чапаева! Не по анекдотам, а реальную психологическую драму человека и полководца, жившего в непростое время. Вот поэтому российскому кино в ближайшем будущем не светит никакой «Оскар» (даже во второстепенных номинациях). Потому что у нас даже патриотические фильмы получаются, как будто срубленные топором. Тот же «Белый тигр» Шахназорова, отмеченный на последнем михалковском кинофестивале. Ну, это настолько топорная работа, что даже стыдно за режиссера. Ну, да ладно. В конце концов, речь не о наших.
Почему с «Оскаром» (в основных категориях, про Кристофа Вальца я помню) прокатили «Джанго освобожденного»? Тарантино, конечно, большой мастер. Но когда я смотрел эту его картину, меня не покидало ощущение — что-то меня в ней смущает. Я долго не мог сформулировать эти свои ощущения. И только сейчас могу сказать. Меня смутила неправдоподобность всей этой истории. Такая сказочка, замешанная на политкорректности по отношению к чернокожим американцам. Бывший раб Джанго на протяжении всего фильма истребляет белых «буржуинов», мстя им за многолетнее рабство. Делает это весело, играючи. Для Тарантино вообще свойственно — покрошить в капусту десятки людей, залить кровищей весь экран. И главное — все это весело, под убойную музычку. Ну, ей Богу неинтересно уже. Было много раз. Месть сама по себе отвратительна, а месть как прикол отвратительнее вдвойне.
Лучшим режиссёром в этот раз киноакадемики признали тайваньского режиссера Энга Ли за фильм «Жизнь Пи». Хороший фильм. Но его надо смотреть на большом экране, обязательно в 3D. Иначе все эти спецэффекты теряются. Фильм тоже о силе духа. В основе сюжета — противостояние человека и тигра в нечеловеческих условиях, в открытом океане. Сюжет тоже не рассказываю. Тем, кто не видел, советую посмотреть. Хотя бы на домашнем кинотеатре. Я бы сильно подсократил в фильме монологи выжившего главного героя со страховым агентом. А в остальном — стоящее кино. Хотя тоже сильно похоже на сказку. Но в данном случае сказка красивая, а не кровавая, как у Тарантино.
Про Дженнифер Лоуренс, сыгравшую подругу психа в фильме «Мой парень псих» и взявшую за это «Оскара» в номинации «лучшая актриса», могу сказать, что здесь я с академиками категорически не согласен. Роль проходная, игра актрисы неубедительная. Да и само кино какое-то мутноватое.
Ну, и про Дэниела Дэй-Льюиса, сыгравшего 16-го президента США в фильме Спилберга «Линкольн». В фильме огромное количество диалогов. От этого оно сильно проигрывает своим конкурентам по «Оскару». В нем мало динамики. Оно просто скучное. Хотя роль Линкольна в истории Соединенных Штатов, в окончании Гражданской войны велика и бесспорна. Главное достижение Дэй-Льюиса в этом фильме, на мой взгляд, — он действительно внешне сильно похож на Авраама Линкольна. Гримеры постарались на славу. Но сам образ получился картонным и излишне положительным. Этакий Илья Муромец, который силой убеждения борется с плохими ребятами, не желающими принимать 13-ю поправку, отменяющую рабство. Есть в этом фильме еще одно достоинство. Оно заставляет обратить внимание на важные вехи в истории страны. Заставляет взять в руки книжку и прочитать, а что там было на самом деле. Ух ты, как интересно! Вот оно, оказывается, как!
Я очень хотел бы посмотреть большое умное кино про российских правителей: Ленина, Ельцина, Горбачева, Хрущева, Брежнева, Сталина и т. д. А не трехкопеечные сериалы, в которых таких больших исторических персонажей примитивно играют недоучившиеся студенты ВГИКа или ГИТИСа.
Лично я, делая свой личный прогноз, угадал, что «лучшим фильмом года» на 85-й церемонии «Оскар» признают «Операцию «Арго» Бена Аффлека. Пишут, что это политический триллер. Но мне кажется, что это неверное позиционирование фильма. Словосочетание «политический триллер», наверняка, отпугнет огромное количество женщин-зрительниц. При том, что фильм этот, не столько о политике, сколько о силе духа и патриотизме. Увы, американском, а не российском. О подвиге с риском для жизни, совершенном мужчиной — в данном случае спецагентом, которого и