разрозненные заметки кинолюбительницы о главном событии индустрии
Поиск трансляции
Как и в последние годы, вопрос, где посмотреть «Оскар» в прямом эфире (смотреть ли в записи — вообще не вопрос), стоял открыто, однако на этот раз тяга к родному слову сыграла со мной злую шутку. Широко растиражированный статьями-превью церемонии сайт, предлагавший синхронную локализацию командой аж из пяти человек, на поверку оказался чуть менее чем разводкой. Лагающий плеер, ультрамолодежная стилистика, угнетающая атмосфера междусобойчика. Обсуждение нарядов знаменитостей и общий тон дискуссии навевали мысли о Стриженовой семилетней давности с той разницей, что на Стриженову смотреть было приятно. Впрочем, все это великолепие скоропалительно свернулось непосредственно на завершении ковровой дорожки: то ли техническая часть подкачала, то ли настоящие намерения были ниже заявленных амбиций.
В цейтноте удалось обнаружить ютубовскую трансляцию весьма анекдотичного качества: двое стримеров… один картавый, второй, простите, заикающийся. Оригинальный баланс микрофона, своеобразное понимание тематики, выдающийся навык аудирования — «ведущий о чем-то говорит, если я правильно его понял» (кстати, тут не поспоришь) — и общий подход к комментированию нанесли моему эстетическому чувству средней степени тяжести увечье: ощутила себя Ганнибалом Лектером в Лас-Вегасе.
Оторванный от русской речи вариант оказался более удачным: немецкий канал, вещающий с американского домена на английском языке. Недостаток данного решения — киноанонсы, которыми заменили оригинальные рекламные блоки. И все бы ничего, но предлагаемый ассортимент значительно уступал количеству вставок. В результате, я посмотрела ролик к десятому сезону X-files 23 раза. На немецком. Непередаваемые впечатления.
Черный Оскар
Позолота статуэток этого года отчетливо отливала обсидианом. Разгоревшийся за несколько месяцев до события скандал из-за отсутствия темнокожих среди номинантов бросил тень на церемонию, а заодно поднял волну, в которой всплыли любопытные позиции и разноталантливые персоны. Ведущий Крис Рок не стал обходить болезненный вопрос, а уверенно задал тон вечеру, разродившись небольшим тематическим монологом и отпустив несколько шуток, смелых, но несмешных (впрочем, дело вкуса).
Однако дискуссия, разросшаяся до обсуждения притеснений вообще всех меньшинств в искусстве, до сих пор отказывается сходить на нет. Так, получивший статуэтку за лучшую песню Сэм Смит («Спектр») в подтверждение старого тезиса, что иногда лучше жевать, чем говорить, объявил себя первым открытым геем — обладателем заветного приза. Остальные геи-лауреаты не оценили смелого маневра и до сих пор глумятся над певцом в твиттере. На фоне всего за бортом общего внимания остался факт, что третий раз подряд режиссерская награда уходит в «лагерь латиноамериканцев»; зато на главном экране театра «Долби» умилительно смотрелся основной зачинщик всего этого безобразия, Спайк Ли, любовно обнимающий… почетный «Оскар» за 2016-ый год (их выдают немногим раньше). Троллинг такой троллинг.
Где-то в середине выступила президент Киноакадемии Шерил Бун Айзекс с программным заявлением по случившему и в целом ничего нового не сказала. Еще до церемонии она подверглась жесткой критике за обещание реформировать вверенную ей организацию. Впрочем, этот вопрос тоньше банальной уступки шантажистам. На 2012-ый год состав Академии был таков: 94% — белые, 77% — мужчины, 2% — чернокожие, 2% — латиноамериканцы, средний возраст — 62 года. Настолько разбалансированное представительство в органе, определяющем победителей крупнейшего киносмотра планеты, вызывает известные вопросы. Однако можно ли аргументированно обвинить кинопремию в предвзятости? Конкретно по сегодняшнему году — нет, нельзя.
Предсказуемый Оскар
Действительно, победы в значимых номинациях (кроме «лучшего фильма») распределились в соответствии с элементарной логикой и здравым смыслом. Реальные опасения вызывали только Алисия Викандер (роль второго плана), у которой была высокая конкуренция в группе, и Марк Райлэнс, чья манера игры имела шанс не найти отклика у бедных душою янки (как случилось на «Золотом глобусе»), но и тут все сложилось благополучно. Даже традиционно трудные для предсказаний второстепенные дисциплины компактно отошли «Дороге ярости». (А бывает, ломаешь голову, кому дадут за монтаж звука? кто возьмет за грим?) Единственное откровение здесь — «визуальные эффекты» («Из машины»). Ну и не отметь академики (пусть и в третий раз подряд!) Эммануэля Любецки («Выживший»), это стало бы преступлением против операторского искусства.
Размеренность церемонии подчеркивали речи новоявленных оскароносцев, которые чаще всего просто благодарили по списку (иногда — сразу списком) и делали это удивительно похожим образом. В будущем планируют пускать титр со всеми, кому артист выражает свою признательность, на фоне которого он будет задвигать что-то осмысленное, но пока — как есть. Впрочем, рутину ночи несколько раз тревожили живые человеческие эмоции. Тонкая, обаятельная, растроганная Викандер вышла и что-то сказала, но ее слова утонули в том, насколько тонкой, обаятельной и растроганной она была. Марк Манджини и Дэвид Уайт (монтаж звука, «Дорога ярости») растормошили зал зарядом позитива и не совсем цензурной лексикой, но смотрелись очень достойно.
Некоторое движение произвел 87летний Эннио Марриконе, за полвека сотрудничества с Голливудом так и не освоивший английский. Он был на этой сцене в 2007-ом, и тогда его речь переводил сам Клинт Иствуд. В этот раз при итальянском мэтре состоял специальный человек, помогавший ему с языком. Да, все подготовлено и цивильно, но вариант с Иствудом кажется мне душевнее. Длинное победное слово Иньярриту пытались остановить заглушающей музыкой, но режиссер, осиливший 9 месяцев съемок «Выжившего», не спасовал и тут: он просто игнорировал фоновые звуки. А вот главного триумфатора вечера трогать уже никто не смел. Да, Лео наконец сделал этот! И он говорил сколько хотел и о чем хотел, но… спасем планету и спасибо за трансцендентальный опыт? серьезно? Видит бог, за столько лет можно было придумать что-нибудь получше.
Краткий итог
Для меня, как и для многих кинолюбителей со всего света, ежегодный просмотр «Оскара» стал доброй традицией, и сопутствующие ему события, пусть даже и негативные, всегда воспринимались как неотъемлемая часть кинематографического праздника: можно пошуметь, всплеснуть руками, но все равно понимаешь, что это элемент игры. Да, для тех, кто помнит ликующий забег по креслам Роберто Бениньи, сегодняшняя церемония может показаться немного пресной и несколько официозной, с другой стороны — в кои-то веки есть полное внутреннее согласие с выбором Киноакадемии. Так что, когда они говорят, а давайте реформируем систему отбора претендентов, я отвечаю, давайте лучше вернем формат эфира, как в старом-добром 99-ом году.
разрозненные заметки кинолюбительницы о главном событии индустрии Поиск трансляции Как и в последние годы, вопрос, где посмотреть «Оскар» в прямом эфире (смотреть ли в записи — вообще не вопрос), стоял открыто, однако на этот раз тяга к родному слову сыграла со мной злую шутку. Широко растиражированный статьями-превью церемонии сайт, предлагавший синхронную локализацию командой аж из пяти человек, на поверку оказался чуть менее чем разводкой. Лагающий плеер, ультрамолодежная стилистика, угнетающая атмосфера междусобойчика. Обсуждение наря