Дэвид ДеКото был одним из лучших трэш-режиссёров 1980-первой половины 1990-х гг., пока не стал делать большей частью халтурные поделки для «Full moon», вроде «Дома ведьмы» и «Тюрьмы мёртвых». Потом постановщик решает работать на себя и переезжает в Канаду, где создаёт компанию «Rapid Hearts Pictures». Именно на этой гениальной студии в 2000-е гг. было снято огромное количество гомо-ужастиков, которые и снискали ДеКото сомнительную славу в кругах хоррорманов. Казалось, некогда талантливый автор безнадёжно застрял в гомосексуальном болоте и уже никогда не станет прежним.
Однако в 2010-е гг. в творческой судьбе режиссёра произошли серьёзные изменения. То ли спрос на гей-хоррор упал, то ли ДеКото решил вновь стать профессионалом, но результатом этого явилось множество фильмов самых разных жанров, большей частью для ТВ, в которых постановщик обрёл если не прежнюю хорошую форму, то, во всяком случае, стал способен удержать у экрана тех зрителей, кто всегда отрицательно относился к его фильмам 2000-х гг.
Режиссёр всегда славился своей способностью работать чрезвычайно быстро, оттого выпускает по несколько фильмов в год. На настоящее время фильмография ДеКото насчитывает больше 100 работ, а ведь постановщику всего 56 лет. Вот и в прошлом году режиссёр снял 7 полнометражных фильмов, одним из которых и стала романтическая комедия «Рождественский круиз». Как нетрудно догадаться, действие в ней происходит в канун Рождества, да ещё и на отдыхе. Впрочем, главная героиня Пэм поехала вовсе не веселиться, а писать статью для журнала об обретении счастья в период Рождества.
Дэвид ДеКото пригласил своих постоянных актрис Вивику А. Фокс и Джессику Моррис на роли двух подруг с принципиально разным отношением к жизни. Обе они уже немолоды (наличие зрелых героев придаёт повествованию дополнительный шарм) и без мужчин. Однако Беки (Джессика Моррис) не ставит работу выше личной жизни. Она и Пэм (Вивика Фокс) советует больше думать о себе, ведь годы идут. Вряд ли карьерный успех стоит перспективы одинокой старости. Тем более канун Рождества — это время, когда желания сбываются. Главное не переставать верить в чудеса.
Дэвид ДеКото как бы продолжает антифеминистский пафос своей давней фантазии «Неукротимые амазонки». Ведь Пэм эмансипированная, независимая женщина, для которой важнее получить место главного редактора в журнале, где она работает, нежели создать семью, как того желает её мама. Кажется, после развода с мужем, она давно махнула на себя рукой и уже не верит не только в магию Рождества, но и в любовь.
Дэвид ДеКото проводит параллели с сюжетом классической повести Чарльза Диккенса «Рождественская песнь». Ведь Пэм своеобразный Скрудж нового поколения. Она не видит в жизни ничего, кроме предполагаемого карьерного роста. Рождество — грустный праздник для Пэм, ведь именно в его канун она осознаёт своё одиночество. Пэм талантливый журналист, но она боится отправиться, так сказать, в свободное плавание, что-то поменять в своей жизни, стать настоящим писателем. Её подруга Беки выступает для неё неким рождественским духом, пытаясь достучаться до её сердца, объяснить ей, как плохо быть одной, и что всегда есть шанс изменить жизнь в лучшую сторону.
Пэм, даже встретив Джейка на борту корабля, проникнувшись к нему симпатией, сопротивляется своим чувствам. Она боится поменять свою жизнь, впустить в неё любовь, ведь человек привыкает к рутине. Может, Пэм и одинока, но зато может делать всё, что хочет. Ей не нужно идти на компромисс с другим человеком. Напротив, отношения предполагают ответственность, которой так боятся одинокие люди.
В «Рождественском круизе» Дэвида ДеКото нет отрицательных персонажей, а все комические ситуации проистекают из особенностей характеров героев. Режиссёр с ранних лет тяготел к сказке, а мягкий юмор сглаживал недостатки даже малоудачных его работ. Вот и в своём новом фильме постановщик ненавязчиво создаёт праздничную атмосферу. Встреча с Джейком для Пэм — как подарок судьбы. Как будто рождественский ангел послал ей Джейка, чтобы она не грустила в этот светлый канун. Но отношения невозможны без искренности. В этой связи персонаж Беки выступает как некий камертон, своей открытостью людям оттеняющий замкнутый характер Пэм.
Дэвид ДеКото за последние годы подготовил целую серию рождественских фильмов, начиная от «Летнего дома Санта-Клауса» (2012) и заканчивая «Рождественским круизом». Постановщик ещё со времён трэш-работ 1980-х гг. проявлял особенный интерес к ботаникам, аутсайдерам и просто людям, сопротивляющимся судьбе. В данном случае Пэм противилась и своей женской природе, чересчур увлёкшись карьерой. ДеКото не был ярым антифеминистом, однако он был убеждён, что у каждого пола своё предназначение и не стоит кардинально ломать веками устоявшиеся традиции.
«Рождественский круиз» — лёгкая романтичная история не только про двух встретившихся одиноких сердца, Пэм и Джейка, но и своеобразная переделка классической истории Диккенса. Пэм, вечно занятая женщина, не только изменила рутинное течение своей жизни, открыв свою душу Джейку, но и поверила в магию Рождества. Любовь вокруг нас, как гласит название популярного фильма Ричарда Кёртиса. Главное не быть Скруджом и продолжать верить в чудеса.
6,5 из 10
Дэвид ДеКото был одним из лучших трэш-режиссёров 1980-первой половины 1990-х гг., пока не стал делать большей частью халтурные поделки для «Full moon», вроде «Дома ведьмы» и «Тюрьмы мёртвых». Потом постановщик решает работать на себя и переезжает в Канаду, где создаёт компанию «Rapid Hearts Pictures». Именно на этой гениальной студии в 2000-е гг. было снято огромное количество гомо-ужастиков, которые и снискали ДеКото сомнительную славу в кругах хоррорманов. Казалось, некогда талантливый автор безнадёжно застрял в гомосексуальном боло