В 1964 году французский режиссер Анри-Жорж Клузо приступил к работе над главным проектом своей жизни. Фильм "L'enfer" ("Ад") должен был стать новым словом в киноэстетике и открыть зрителю неведомые пропасти безумия и одержимости человека. Режиссер хотел рассказать не просто историю о ревности, но взять под микроскоп эту уродливую сторону страсти, изучить досконально ее иррациональный механизм, дойти до глубин человеческой души и вскрыть там язву этого беспощадного и неподконтрольного чувства.- Фильм "Ад"должен был стать продолжением кинетических опытов Виктора Вазарели, основателя художественного течения оп-арт. В фильме должна была звучать музыка немецкого авангардиста Штокхаузена. Но сенсация так и не состоялась. Фильм был словно проклят. У первого сценариста еще до начала съемочных работ случился инфаркт. Сам Клузо работал на грани срыва: незадолго до съемок у него умерла мать, он страдал от депрессий и должен был работать на износ, контролируя сразу три съемочные группы. Потом в больницу попал исполнитель главной мужской роли Серж Реджани. Надо было искать замену. Но еще до того, как актер Жан-Луи Тринтиньян смог приступить к работе, с инфарктом попал в больницу сам режиссер. Клузо выжил. Но съемки были прерваны раз и навсегда. Отснятый киноматериал - около 15 часов - отправили на хранение в архив, где он и пролежал почти полвека. Ситуация с авторскими правами была запутанной, и поэтому никто не мог получить доступ к пленке. Лишь относительно недавно благодаря содействию вдовы Клузо один французский страстный синефил и коллекционер Серж Бромберг приобрел права на окутанную тайной пленку. В декабре 2007 года в Лувре были показаны фрагменты незавершенного фильма. http://www. dw-world. com
Андрей Вяткин 6152119 kpShared publicly - 2019-01-16T19:58:00Z
Дисклеймер:
Тут я буду рассматривать этот фильм исключительно в сравнении с неснятым оригиналом Анри-Жоржа Клузо, и, потому, ругать, но это не отменяет факта, что Шаброль все же снял очень хороший фильм по сценарию Клузо, с которым стоит ознакомится, поэтому рецензия будет положительной, несмотря на содержание.
Рецензия:
В своем интервью Клузо говорил: «относительно легко рассказать зрителям об одержимости героя, но нельзя за 2 часа заставить их сопереживать ему, ведь у него ушло 10 лет, чтобы стать таким». И это именно та ошибка, которую допускает Шаброль. Его фильм воспринимается, как сухая экранизация сценария, и как бы хорош этот сценарий не был (а он великолепен), донести ощущения и эмоции главного героя лишь с его помощью нельзя. Клузо это прекрасно понимал, потому основным козырем его картины должен был стать нестандартный визуальный язык, изображавший деформацию восприятия главного героя во время вспышек ревности и нестабильность его мироощущения. Шаброль отказался идти тем же путем, не найдя должной замены идеям Клузо, из-за чего при всех достоинствах его картины сопереживать ее герою очень сложно.
Там где Клузо собирался раскрыть саму пучину безумия и дать заглянуть в нее нам, Шаброль же просто говорит о том, что такая вот пучина где то есть и указывает пальцем в ее направлении. Тут стоит отметить, что темы взаимоотношений мужчин и женщин, ревности, подчинении мужчин женщинам и женщин мужчинам, страсти и любви красной нитью проходят через все творчество Клузо и «Ад» должен был свести все нити воедино. «Ад» Шаброля такой многогранностью не блещет, ибо оригинальный режиссерский сценарий Клузо, по всей видимости, был сильно урезан и переработан.
Отсюда вытекает еще одна проблема «Ада» Шаброля — это темп повествования. Сразу бросается в глаза длительность картины — всего 100 минут, в то время как оригинал должен был длится по меньшей мере 150 минут, а то и все 180, учитывая объем сценария Клузо, свойственный его фильмам темп и внимание режиссера к деталям. Если вы смотрели фильмы Клузо, то вы уже знаете, как он выстраивает темп своих фильмов. Это тягучее и растянутое повествование, которое тем не менее не проседает ни на минуту, как не старайся, а вычеркивать там не чего, иначе фильм сразу же станет скомканным и как будто бы ускоренным. Отчего и страдает «Ад» Шаброля, фильм скачет галопом через сюжет, не выделяя должного времени второстепенным персонажам и их линиям. Кажется, будто супружеская пара престарелых жильцов отеля занимают больше экранного времени, чем персонажи Марка Лавуана и Натали Кардон, хоть их роль в сюжете значительно больше. И даже при том, что фильм Шаброля почти в половину короче, чем фильм Клузо, смотрится он довольно тяжело и местами проседает.
Немного остановлюсь на актерах, главный дуэт Франсуа Клюзе и Эманюэль Беар играют отлично. Но естественно ни в какое сравнение с Сержем Реджани и Роми Шнайдер они не идут. Пусть Клузо и пытался найти замену Реджани, когда тот покинул проект, но с его уходом фильм был уже обречен. Сценарий писался как будто под них, и естественно, что новая «счастливая супружеская пара» выглядит бледно на фоне оригинального каста. О второстепенных персонажах нового «Ада» говорить не приходится, экранного времени у них почти нет, просто живые декорации.
Итог:
У Шаброля получилось снять хороший психологический триллер, но снять «Ад» у него не вышло.
Дисклеймер: Тут я буду рассматривать этот фильм исключительно в сравнении с неснятым оригиналом Анри-Жоржа Клузо, и, потому, ругать, но это не отменяет факта, что Шаброль все же снял очень хороший фильм по сценарию Клузо, с которым стоит ознакомится, поэтому рецензия будет положительной, несмотря на содержание. Рецензия: В своем интервью Клузо говорил: «относительно легко рассказать зрителям об одержимости героя, но нельзя за 2 часа заставить их сопереживать ему, ведь у него ушло 10 лет, чтобы стать таким». И это именно та о