Должен сразу предупредить любителей батального кино, что превзойти «Хозяина морей» голландцам не удалось, хотя старались изо всех сил. Массовки не хватает и несмотря на все мастерство оператора (крупные планы, ночные съемки знаменитого рейда вверх по Темзе) это зачастую заметно. Хотя и корабельные орудия на верхних нижних палубах бахают и откатываются, и щепа постоянно летит от бортов и мачт, и капитаны истошно орут «залп!!!». Парусные корабли порадовали, как вблизи так и в удалении, многие планы явно перерисовывались с нидерландских маринистов и это большой плюс.
Для людей совсем не сведущих в тактике парусных флотов, в числе которых и я, довольно неплохо показано, что есть линейная тактика с постоянными одновременными маневрами десятков кораблей, а также чем грозит разрыв фронта и ненужная инициатива младших по званию.
Сам де Рюйтер тоже мало что из себя представляет, актер то ли не знал, что ему выжимать из простенькой роли в фильме где самыми яркими персонажами являются политики, то ли сценаристы с режиссерами решили не напрягаться. Как всегда, отец царю — слуга солдатам, не больше, ходи надувай щеки, да периодически спасай родину от вражеских армад то англичан, то французов. Усугубляется дело тем, что создатели собирались снимать не байопик про одного пусть и выдающегося человека, а скорее о трудных для Нидерландов временах семнадцатого века, когда наряду с внешними угрозами в стране шла постоянная борьба между сторонниками республиканского управления, самыми яркими представителями которых были братья де Витт, и оранжистами-дворянами, сторонниками превращения страны в монархию во?главе с принцем Оранским. Первые делают ставку на поддержку военного флота, где традиционно сильны позиции буржуазии, оранжисты в свою очередь пытаются развернуть внимание на армию, где имеют абсолютную поддержку. Это в конце концов едва не поставит страну на край гибели, благодаря кратковременному противоестественному союзу английского Карла Второго, жаждущего реванша за серию поражений на море и унизительный мир, с французским Людовиком Четырнадцатым, которому ну никак не жить без южной части Нидерландов.
Уже в первой трети картины политики окончательно оттесняют мужицкого адмирала с его соратниками на второй план, изредка предлагая ему поучаствовать в обсуждении рецептов будущих побед. Никаких гениальных полководцев которым мешают тупые главы государства воюющие по глобусу, все как раз наоборот. Так, согласно фильму, именно великий пенсионарий де Витт предложил ввести в голландских ВМС новый вид передачи сигналов путем поднятия комбинации флагов, более того именно он являлся автором дерзкого плана по рейду вверх по Темзе (де Рюйтер откровенно назвал его безумным и согласился нехотя) благодаря чему английской флот понес тяжелые потери, а Карл Второй принужден подписать мир.
Именно судьба братьев де Витт и их дружбы с адмиралом в основном и тянут все действие картины. Прекращение политической карьеры братьев показано в более мягкой форме, чем было в реале, но все же с детьми лучше не смотреть, при том что сам фильм удивительно некровав несмотря на кучу морских баталий. С обнаженкой тоже не густо, ее меньше чем в фильме «Экипаж» и подается она только с главврагом Нидерландов распутным английским королем. В нем чувствуется определенная тайвинланнистеровость, но все же Денс сумел привнести хорошую долю иронии по отношению к своим прежним ролям.
Не менее хорош образ принца Оранского, с виду классический манерный мужеложец, заигравшийся с утонченным искусством и выглядящий размазней перед своим дядюшкой, английским королем, который периодически троллит своими фаворитками, расхаживающими по Уайтхоллу почти неглиже, а также пытается пропихнуть его на голландский престол в качестве своей марионетки. Но племянничек знает разницу между положительным и негативным смыслами понятия «содомит» и по мере сил огрызается в стиле свои будущие владения никому нарезать не буду, мне самому не хватит. Даже после победы и коронации, он, не утратив манер и стиля умудряется озадачить своих сторонников жестким стилем пробивая решения о взрыве дамб в случае если Людовик Четырнадцатый опечаленный гибелью д`Артаньяна под Маастрихтом не угомонится и будет лезть дальше.
Интересный факт — в фильме почти ни разу не были указаны даты, хотя назывались места сражений и подписанные договора, казалось что действие происходит в течении пары лет. Герои не старели, их дети не вырастали. Каково же было мое удивление после самостоятельного кликания по общеизвестным информационным ресурсам, что там охватыевается период длинной свыше двадцати лет. Видимо, не желая нарушать целостность картинки создатели пошли на допущение в стиле галлюцинации Джона Нэша из «Игр Разума».
8 из 10
Должен сразу предупредить любителей батального кино, что превзойти «Хозяина морей» голландцам не удалось, хотя старались изо всех сил. Массовки не хватает и несмотря на все мастерство оператора (крупные планы, ночные съемки знаменитого рейда вверх по Темзе) это зачастую заметно. Хотя и корабельные орудия на верхних нижних палубах бахают и откатываются, и щепа постоянно летит от бортов и мачт, и капитаны истошно орут «залп!!!». Парусные корабли порадовали, как вблизи так и в удалении, многие планы явно перерисовывались с нидерландских маринистов