Фильм «Аэроград» сделан, как сказка о борьбе добра со злом, результатом которой становится победа над тьмой и возведение на отвоёванном участке земли светлого небесного города «Аэроград».
С самого начала фильм впечатляет воздушными съёмками: как одинокий самолёт летит высоко в небе над облаками. При этом под мерный гул мотора самолёта льётся красивая песня написанная композитором Кабалевским на слова Гусева. Необычайный эффект присутствия в этой сцене достигается тем, что когда самолёт близко — песня звучит громче, когда отдаляется — всё тише и тише.
Как и во всех фильмах, Довженко вначале разворачивает перед зрителем место действия, его природу. Под величественную музыку Кабалевского демонстрируется богатая природа Дальнего Востока с его горами, тайгой и океаном. Также впечатляют съёмки с самолёта, когда природа предстаёт перед тобой во всей красе и необъятности.
Природа в фильмах Довженко играет важную роль, и здесь Степан Глушак по прозвищу «тигриная смерть» рассказывает, о том, что хоть природа и сильна, но человек стал сильнее. Так например, тигр, — могучий и храбрый зверь перед тем как напасть на человека останавливается на мгновение, потому что взгляд у человека такой силы, что даже тигр не может перед ним не оробеть.
На этом заканчивается предисловие и начинается основной сюжет фильма-сказки. Он рассказывает нам о том, что живут в дремучем лесу среди зверей тёмные люди (староверы, сектанты и кулаки), которые противятся всему новому и поэтому прячутся. К ним приходят откровенные враги исторического прогресса — сначала их родич, Шабанов, который долго жил в Манчжурии Манчжоу-го, а затем один самурай и подговаривают этих староверов выступить против строителей нового мира.
Очень интересно обращение Шабанова к соплеменникам — оно полно образов и отсутствием логической стройности. Он описывает советскую власть, как пришедшего антихриста:
«В Хабаровске читал я правду на заборе… поплыл и забор перед глазами и толпа. Тогда купил её за пять советских, за копеек, и правда выпала из моих рук. Она была о нас. Её кричало радио, хрипело мне в голову, в затылок, в грудь!… Смотрю, и в вагонах наших родичей везут на запад, и на запад, как класс… с детьми и стариками…»
Слова действуют на самых впечатлительных и тут начинают кричать женщины в полубезумии с совершенно непонимающими глазами. В них прямо читаешь — ничего не понятно, что происходит, но сказано, что антихрист что-то делает с детьми и стариками, и судя по подаче оратора делает что-то нехорошее, поэтому стоить завопить. Но их быстро затыкают…
В то же время в советском посёлке старый тигрятник-партизан Степан «тигриная смерть» со своим сыном лётчиком поднимают старых бойцов революции на зачистку леса от чужих людей — диверсантов, которых недавно встретил Степан.
После того, как Степан с сыном немного пожурил бывших бойцов-революционеров за то, что они стали стареть и богатеть, они отправились в лес с песней таёжных партизан. Очень интересен путь, которым они идут, — тут он явно ассоциируется со сказочным сюжетом, когда герои тоже отправляются в дремучий лес: они выходят за край селения, переходят реку и исчезают во тьме леса будто переходят в другой мир.
В этом другом мире, где природа всё ещё властвует над человеком староверы уже готовы выступить против человека, который подчиняет себе природу, но тут приходит отряд Глушака и разгоняет мятежников. Владимир, пролетая над дремучими людьми на самолёте приводит их в ужас рёвом мотора и самим видом летящей машины.
В ходе схватки Степан теряет двух друзей, молодого партизана Ван-Лина и старого друга Василя Худякова — предателя, который спас самурая и убил Ван-Лина. Друга, ставшего предателем Родины он уводит в лес и убивает. При этом опять врывается тема природы, когда Василь перед расстрелом начинает звать природу в свидетели, — видно так и не смог от неё оторваться и поэтому присягнул врагам нового человека.
Ещё один момент хочется отметить, что всех убитых врагов Степан оставляет в лесу, — то есть тому миру, которому они принадлежат. Но Ван-Лина он выносит из лесу и его уносят в небо на самолёте. Теперь уже человек выполняет функции Бога.
В финале показывают торжество победы света над тьмой. Как человек покоряет воздух и море: из теперь уже очищенного от скверны леса, как сказочные богатыри из пучины моря, выходят десантники и моряки.
И как раз в этот момент приходит чукотский юноша, весь фильм стремившийся в этот, ещё даже не построенный город, чтобы учиться и строить новый мир.
В заключение нужно сказать, что Довженко в фильме пытается раскрыть смысл человеческого труда, как сути борьбы света с тьмой, отвоёвывая у тёмного дремучего леса клочок земли, на котором будет воздвигнут новый храм во имя Человека. Именно об этом взывает Степан «тигриная смерть», как главный борец с тьмой, которую в этом фильме олицетворяет тигр: «Сыны моей Родины, бейте его в глаз, если нападёт! Бейте его в сердце!».
Фильм «Аэроград» сделан, как сказка о борьбе добра со злом, результатом которой становится победа над тьмой и возведение на отвоёванном участке земли светлого небесного города «Аэроград». С самого начала фильм впечатляет воздушными съёмками: как одинокий самолёт летит высоко в небе над облаками. При этом под мерный гул мотора самолёта льётся красивая песня написанная композитором Кабалевским на слова Гусева. Необычайный эффект присутствия в этой сцене достигается тем, что когда самолёт близко — песня звучит громче, когда отдаляется — всё тиш