Всё-таки викторианская эпоха — время не только отчаянно романтическое, но и волшебное. Вы, впрочем, едва ли про него много знаете… Посему обязательно посмотрите очередной шедевр Харпера — это кладезь новейшей информации по данному историческому периоду и супергероях того времени.
Оказывается, в ту пору английских аристократок учили не только изящным искусствам, но и цирковой акробатике, а нравы высшего света были настолько просты, что благородные дамы не гнушались устраивать балаганное шоу для скучающей толпы, крутясь колесом по сцене и демонстрируя публике панталоны.
Темнокожие иноземцы трудились не только на угольном дворе и в каменоломнях; их еще любезно приглашали в члены Королевского научного общества. Видимо, такая демократичность была обусловлена фактом того, что в заведение сие белокожие англичане попадали прямо из сапожников и чернорабочих. Иначе сложно понять, почему все его ученые мужи (за исключением одного единственного темнокожего) презрительно смеялись при слове метеорология — науке, известной с античных времен в теоретическом виде и уже более полутора веков активно развивавшейся в той же Англии в виде практическом (а непосредственно перед описываемыми событиями еще и подогретой страшной засухой 1850-х).
Чернокожие, формально освобожденные из рабства четверть века назад, в эту прекрасную эпоху делали быструю и блестящую карьеру, так что их присутствие среди сливок высшего света (ну конечно не в виде лакеев, как вам не стыдно!) не вызывало никакого удивления. В отличие от фрака молодого ученого, уже два года как вышедшего из моды.
Отважные аэронавты в ту пору пренебрегали теплой и практичной одеждой, желая и под небесами выглядеть наподобие окружающих их ангелов. А может быть и потому, что одежда в ту пору была чуть легче рыцарских доспехов, ибо с ней охотно расставались, используя в виде балласта, то есть выбрасывая при необходимости за борт (не сочтите за спойлер, всю одежду главная героиня, к сожалению, не выкинет).
Возможно еще, что пренебрежение путешественников к теплой одежде связано с тем, что климат на Британских островах в ту чудную пору был тропический, или существовала некая природная аномалия над туманным Альбионом, где атмосферные слои имели совершенно иную структуру, нежели по всей планете. Отважным аэронавтам это позволяло подниматься в заоблачные выси без риска замерзнуть или умереть от гипоксии.
Трансформеры изобрели вовсе не в двадцатом веке, а как раз в ту счастливую пору. Так, например, воздушный шар легким движением руки превращался в огромный парашют. Ясное дело, что и законы физики тогда тоже были куда проще, чем ныне, потому как за отсутствием отверстия в основании такого купола, его вовсе не раскачивало нещадно, но летел он на радость аэронавтам совершенно ровно.
Земля английских полей, еще не утрамбованная катком прогресса, была в ту пору мягче, а кости людей, питавшихся натуральным сыром и молоком, намного крепче. Всё это позволяло втыкаться в родную землю на скоростях, ныне непозволительных нашим щуплым соотечественникам для выживания.
Да, прекрасное было время… Но вернемся с небес на землю.
Фильм, по существу, ниже критики (откуда и нейтральный цвет настоящей заметки) — это стандартное развлекательно-душещипательное зрелище для весьма непритязательного зрителя. И если бы на данное творение, сшитое по классическому голливудскому крою белыми нитками, не был наклеен ярлык «биография», можно было не тратить на его обсуждение столько времени. И то, что вместо объявленной драмы здесь присутствует только классическая мелодрама, также несущественно. А вот от биографии действительно замечательного ученого Джеймса Глейшера в фильме не осталось и следа. Мало того, что его эпоха показана в призме невероятного фэнтези, так и детали жизненного пути его, и сам его образ извращены до неузнаваемости.
На момент исторического старта Джеймсу Глейшеру исполнилось уже 53 года — весьма солидный по тем временам возраст, особенно для условий совершенного им научного подвига. К той поре он уже был уважаемым членом Королевского научного общества и Королевской обсерватории, на воздушном шаре летал десятки раз. Однако доступные высоты исследования не удовлетворяли отважного аэронавта, что, в итоге, и привело к созданию более крупного и прочного шара для этих целей.
Подъем 5 сентября 1862 года устраивался отнюдь не для развлечения толпы, но с чисто научными задачами; стартовой точкой являлся Уольвергэмптон, расположенный почти в 200-ах километрах от Лондона и более удаленный от побережья, нежели столица Империи; спутником (не спутницей) ученого был Генри Коксвелл — талантливый конструктор и опытный аэронавт, с которым Глейшер совершил до этого несколько полетов.
Невозможно доказать максимальную высоту их невероятного по тем временам подъема — точных барометрических альтиметров тогда не существовало, а в районе 8000 метров над уровнем моря Глейшер потерял сознание — но совершенно очевидно, что по тем временам она была рекордной, а собранные научные данные во многом уникальны. Приписываемая этому полету в исторических заметках максимальная высота в 9000 метров едва ли достоверна: после 8000 аэронавты скорее всего умерли бы от гипоксического удушья, наступающего в первую очередь от резкого подъема на такие высоты.
Стоит ли говорить про выживаемость главных героев фильма, которых зачем-то загнали на 11000 метров, где без кислородного аппарата и пуховой одежды (температура на таких высотах минус 50 и ниже) не выживет даже хорошо подготовленный альпинист. А если каким-то чудом уцелеет, то точно не станет вести долгие романтические разговоры при спуске.
Речь, впрочем, вовсе не о красивых кинематографических преувеличениях. Речь о том, что уникальный полет Глейшера и Коксвелла в его реальных условиях сам по себе является неплохим сюжетом исторического фильма. О том, что «собирательный образ» Амелии Рен куда менее любопытен, чем удивительные истории воздушных подвигов Мари Бланшар, Жанны-Женевьевы Лябросс или Елизаветы Гарненрен (двух последних создатели фильма почему-то не упомянули наравне с Бланшар в качестве источников «образа», а для настоящих ролей ни одна из этих прекрасных воздухоплавательниц и первых в мире женщин-парашютисток видимо не подошла чопорному англичанину из-за своего французского происхождения).
Речь также о циничном искажении исторических фактов в работе, претендующей на жанр «биография». Конечно, историю человеческую активно переписывали во все времена, так что наши дни в этом постыдном факте вовсе не исключение. Однако в текущем веке для огромного числа населения планеты кинематограф является едва ли не самым существенным источником получения исторической и биографической информации. И чем больше сценаристы и режиссеры удаляются в своих исторических работах от реалий, тем глубже мы погружаемся на дно невежества и ложных фантазий. А отчаянные подвиги обычных людей приобретают вид приключений супермена (в фальшивке Харпера — в основном супервумен), до которых обычному смертному всё равно не дотянутся, так что красивый слоган фильма «воспари за пределы возможного» к концу действа превращается в «оставайся в пределах возможного»…
Всё-таки викторианская эпоха — время не только отчаянно романтическое, но и волшебное. Вы, впрочем, едва ли про него много знаете… Посему обязательно посмотрите очередной шедевр Харпера — это кладезь новейшей информации по данному историческому периоду и супергероях того времени. Оказывается, в ту пору английских аристократок учили не только изящным искусствам, но и цирковой акробатике, а нравы высшего света были настолько просты, что благородные дамы не гнушались устраивать балаганное шоу для скучающей толпы, крутясь колесом по сцене и дем