Экранизация романа латышского писателя Павилса Розитиса «Господин Цеплис» (1928). Роман практически сразу же был переведен на русский язык под названием «Делец» (1932) и пришелся ко двору советской власти, поскольку был правильно идеологически нагружен и раскрывал все пороки старого мира: супружеские измены, браки по расчету, пьянство и разврат так называемого высшего общества. Одновременно показан устроенный практически таким же образом жестокий мир бизнеса: финансовые аферы и махинации, спекуляции и кражи. Изображение ужасов мира капитала в фильме удалось на славу.
В этой бесконечной череде отрицательных персонажей, фильм чем-то напоминает классические нуары, где нет ни одного положительного героя.
Понравилось:
- красивые актрисы латвийского кино — Хелга Данцберга, Регина Разума, Лига Лиепиня — каждая на своем месте;
- изображение пороков буржуазного общества для все-таки советского кино 70-х показано где-то даже с любовью, что может вызвать совсем не советское желание самому принять в них участие;
- символическая концовка, где непотопляемый Цеплис, выйдя сухим из воды, уже задумывает новую аферу.
Что всегда удавалось фильмам рижской киностудии — хорошо показана «заграница», мир капитала, разлагающая декадентская атмосфера 20-х гг. буржуазной Латвии.
Недостатки:
Режиссура не понравилась, хотя, без сомнения, Роланд Калныньш — интересный режиссер, экспериментатор.
«Цеплис» представляется соединенным из отдельных эпизодов. Чувствуется какая-то размытость сюжета. Часто не совсем понятно, почему одна сцена сменяется другой, нет четкой последовательности. Большое число второстепенных персонажей создают мельтешение и сюжетную путаницу.
Смотреть можно, обычная экранизация.
7 из 10
Экранизация романа латышского писателя Павилса Розитиса «Господин Цеплис» (1928). Роман практически сразу же был переведен на русский язык под названием «Делец» (1932) и пришелся ко двору советской власти, поскольку был правильно идеологически нагружен и раскрывал все пороки старого мира: супружеские измены, браки по расчету, пьянство и разврат так называемого высшего общества. Одновременно показан устроенный практически таким же образом жестокий мир бизнеса: финансовые аферы и махинации, спекуляции и кражи. Изображение ужасов мира капитала в ф