Пятая часть популярного киносериала кабельного канала Syfy появилась закономерно быстро. Безусловно, она не окажется последней, так как зрители проявляют к франшизе стойкий интерес. Да и воображение авторов пока не иссякло, оттого они придумывают новые абсурдные приключения героев.
Потенциального зрителя, особенно не из нишевой аудитории, стоит предупредить, что это 100% трэш, оттого эта франшиза находится в иной эстетической системе координат, нежели более привычные по манере рассказа пародии, комедии и ужастики. Пожалуй, прародитель сериала был наименее интересен как трэш, а больше напоминал попытку совместить хоррор и юмор. У бессменного автора серии, режиссёра Энтони Ферранте, это совмещение не получилось (всё-таки он не Джон Лэндис или Джо Данте), оттого впоследствии он выбрал иную стратегию и вполне добился успеха.
Именно такого нарочито дурацкого фильма, как «Акулий торнадо 5: Глобальное роение», где юмор закономерно доведён до абсурда, а логика отброшена за ненадобностью, и не хватало современному кино. Причём, в отличие от традиционных пародий, осмеянию подвергаются не столько сюжеты отдельных фильмов и не только акулья тематика, а массовая культура в целом. Образно выражаясь, его герои, как на сёрфинге, скользят по волне мейнстрима, сражаясь с акулами, буквально падающими с неба, врываются на территорию блокбастеров, отдельных жанров и разрушают до основания мифы, принижают культы, а спроса-то и нет. Это как примитивизм, созданный большими детьми, где логика не только отброшена, но над ней ещё и смеются. Например, Эйприл говорит здесь Фину Шепарду, заикнувшемуся о логике, что как-то поздновато он её вспомнил.
Фильмы из серии «Акульего торнадо» (исключая первую часть) сложно анализировать по-отдельности, поскольку части франшизы представляют единое целое, напоминая бесконечный надоедливый сериал из жизни борцов с акулами из торнадо. Должно быть, кто-то и воспримет всё буквально и не разглядит фигу в кармане. Ведь порой намеренно затянутое повествование с массой сюжетных нагромождений резвится над сериалами как таковыми, вообще над франшизами, где сценаристы выдумывают самые невероятные вещи, дабы непременно сочинить продолжение к пользующемуся популярностью фильму или первому сезону. И как-то забываешь, с чего всё началось — главное, что будет дальше.
Сценаристы «Акульего торнадо» иногда достигают редкой иронии, которая развеивает миф любого массового культа, как дымку. В пятой части весь пролог пародийно воспроизводит не столько сюжет, сколько саму атмосферу фильмов об Индиане Джонсе. Тем, кто с нетерпением ждёт пятой части его похождений, авторы «Акульего торнадо» с радостью сообщат, что Индиана погиб смертью храбрых в глупейшей ловушке, так и не добравшись до артефакта акульего бога. А вот его шляпа и кнут, закономерно отобранные у скелета, весьма пригодятся его последователям. Сюда же можно отнести и полные иронии сцены в Лондоне, в которых Ферранте умело воспроизводит антураж шпионских лент, развивающихся в Англии — от бондианы до приключений Итана Ханта в 5 части «Миссии: невыполнима».
И всё это мимоходом, как бы не придавая этому значение, ведь главное — уничтожить прожорливых акул, от которых поистине нет спасения. Они, мерзавки, без билета лезут в автобус, проникают в вертолёт, образуют единую прожорливую массу и катятся так в сторону Японии (!). Попутно авторы показывают разницу между подходом к робототехнике мужчин и женщин. И потому гламурная барби-Эйприл иного зрителя немало позабавит, тем более эту роль уже в пятый раз исправно играет экранная глупышка Тара Рид. А сценаристы ещё и потешаются над семейной тематикой, упрекая Фина Шепарда устами его боевой подруги в предпочтении интересов своей семьи спасению человечества. На что он, недолго думая, заявляет, что, якобы, одно другому не мешает.
«Акулий торнадо 5» — трэш не столько по внешней форме, сколько по мышлению авторов. Ведь стиль — это, прежде всего, образ мысли, особенность мировосприятия. Ферранте переворачивает сюжетные конструкции целых жанров, мифологию популярных фильмов, творя всего-навсего супергеройское кино о борьбе с вселенским злом в лице акул. Комикс сейчас — ёмкий образ массовой культуры, поточного производства, примитивизации сюжета. И весьма актуально, что в данной франшизе комиксовая стихия доводится до абсурда. Нам предлагают посмеяться над нашим интересом к комиксам, сериалам, высосанным из пальца франшизам и нагромождением бессмысленных эффектов. Перефразируя известную песню, «вы хочите зрелищ — их есть у меня».
Энтони Ферранте в четвёртый раз представил захватывающий и иронический сиквел, где логики нет ни на грамм, а абсурдное повторение одного и того же сюжета воспринимается как неожиданный поворот истории. И будьте уверены, при наличии вдохновения команда умелых авторов во главе с режиссёром снимут ещё не одну часть. Ведь они нашли золотую жилу, которая захватила их не меньше торнадо, выхватывающего из моря мирно плавающих акул.
7 из 10
Пятая часть популярного киносериала кабельного канала Syfy появилась закономерно быстро. Безусловно, она не окажется последней, так как зрители проявляют к франшизе стойкий интерес. Да и воображение авторов пока не иссякло, оттого они придумывают новые абсурдные приключения героев. Потенциального зрителя, особенно не из нишевой аудитории, стоит предупредить, что это 100% трэш, оттого эта франшиза находится в иной эстетической системе координат, нежели более привычные по манере рассказа пародии, комедии и ужастики. Пожалуй, прародитель сериал