Приятный случай адекватного российского кино, когда ни шума, ни истерии, а именно кино — с малоизвестными, но талантливыми и харизматичными актерами, остроумными диалогами и роялем в кустах.
«Арбузные корки» — дебют в большом кино режиссера Бориса Гуца, снявшего до этого пару оригинальных короткометражек и довольно провокационных клипов, в числе которых волнующий, но не для слабонервных «Hungry Grass» группы FUDGER, где радостям обнаженного садомазохизма в кадре предаются и девушки из Pussy Riot — Надежда Толоконникова и Мария Алехина. С таким-то анамнезом жди лютого андеграунда, но нет, «Арбузные корки» кино хоть и не для пуритан, но шокировать вряд ли способно современного зрителя, да оно к этому и не стремится. Конечно, нашим родителям не могла бы прийтись по душе история, в которой нет положительных персонажей и ведутся разговоры об анальном сексе, но оно и не для них. С другой стороны, фильм хоть и был показан на канале ТНТ, он не для многочисленных поклонников «Дома-2», это совершенно иная целевая аудитория. Особенность фильма в том, что его персонажи хоть и кажутся ограниченными пользователями этого мира, контактирующего с ним с помощью современных гаджетов, они нет-нет да выдадут на ура засевший у них в подсознании культурный бэкграунд из сведений об энтомологических склонностях Набокова или невзначай процитируют Дугласа Коупленда. При этом они не умны, но случайно ли, или жесткой волей автора, включены в определенный интеллектуальный контекст. Да и сам Борис Гуц дружелюбно кивает поклонникам довольно своеобразного кино вроде «Настоящего детектива» или «Киллера Джо», а более благодарные зрители найдут куда как больше.
«Арбузные корки» принадлежат к числу фильмов, которые радуют зрителя различными трактовками одного и того же события — «дело было так…». Казалось бы, формально и истории в общем-то никакой нет — двое парней и одна девушка приезжают на городской пляж, где проводят от силы пару часов, при этом где-то фоном из воды служба спасения вытаскивает труп утопленника до которого ни парням ни девушке дела нет, а может зря и потом будет? Но даже если и будет, это останется за кадром и даже не всякий зритель свяжет эти события, но в любом случае тема смерти не раз даст напомнить о себе, создавая атмосферу нервоза и опасности в пространстве, залитом утренним солнечным светом. Тревожные символы вообще присущи этому фильму, но герои словно не замечают их, погруженные каждый в свои проблемы. В какой-то момент даже складывается впечатление, что все они словно мухи, приклеившиеся к липкой ленте, но никто из них этого пока не понял, а только смутно догадывается. Символично, что в одном из эпизодов разморенные жарой они засыпают, а просыпаются уже в квадрате, обнесенном лентой, как это бывает на месте преступления, но каждый из них и жертва и преступник в одном лице.
Отдельная история — политический контекст фильма. Его как будто и нет и это показательно, ведь герои «Арбузных корок» каждый крепко зациклен на себе и не способен о другом подумать в принципе, не говоря уж о какой-то там политике. Они словно вне времени существуют, но при этом вскользь проговаривают вещи, цепляющие внимание. Например, в одном из эпизодов второстепенная героиня произносит «А помнишь как в детстве: «Лодка Киев затонула» — «Курск» — «Ах да, все время путаю… Бедные, они ж там как кильки в банке, а этот «ну затонула и что теперь…». Трагедия с «Курском» относится для них к поре детства, а сейчас они уже взрослые, но «этот», для которого «ну затонула и что теперь…» все тут же. И для них это повод для вялого «ужас», но глядя на этих взрослых людей понимаешь какой это огромный отрезок времени и действительно становится не по себе.
Среди противников фильма есть те, кто утверждает будто персонажи фильма безликие и неинтересные. Это неправда. Первое впечатление такое и есть — поверхностные, претенциозные и пошлые (не потому что разговоры про анальный секс, а потому что банальные). Они испорченные, но не плоские. Фильм состоит из трех небольших частей и каждая часть раскрывает суть и характер каждого из персонажей, обнажая неожиданный скелет в шкафу и болевые точки, переворачивая с ног на голову представление о каждом из них, заставляя неожиданно вспомнить строчки из песни «никого не жалко, никого, ни тебя, ни меня, ни его». И впрямь не жалко. Но страшно — за тебя, за меня, за него.
Приятный случай адекватного российского кино, когда ни шума, ни истерии, а именно кино — с малоизвестными, но талантливыми и харизматичными актерами, остроумными диалогами и роялем в кустах. «Арбузные корки» — дебют в большом кино режиссера Бориса Гуца, снявшего до этого пару оригинальных короткометражек и довольно провокационных клипов, в числе которых волнующий, но не для слабонервных «Hungry Grass» группы FUDGER, где радостям обнаженного садомазохизма в кадре предаются и девушки из Pussy Riot — Надежда Толоконникова и Мария Алехина. С та