« — Так началось Великое восстание северных народов и варвары в конце — концов погребли Римскую Империю.» (с)
Сегодня вспомнить про «Гладиатрикс» (известный на Западе под названием «Арена») — особенно любопытно, в основном после выхода в прокат «Бен — Гура», в котором Тимур Бекмамбетов вновь возвращается во времена Древнего Рима, но с несопоставимым в сравнении с ним производственным бюджетом. В начале нулевых, когда собственно и был снят «Гладиатрикс» -Бекмамбетов был известен преимущественно как режиссёр серии рекламных ТВ — роликов банка «Империалъ». Которые сегодня производят обманчивое представление о гениальности их автора. Ведь посмотрев пару выпусков этой «всемирной истории», скажем про Ивана Грозного, Наполеона или Яна Собески — можно решить, что если бы дать их постановщику большой бюджет — он развернулся бы по крупному. Но, увы — похоже те ностальгические ролики так и останутся самым лучшим творением автора…
Сняв к тому моменту множество рекламных роликов, и поставив одну полнометражную картину — достаточно прохладно встреченный критиками «Пешаварский Вальс» (1994), Тимур Бекмамбетов каким то чудом ухитрился быть представленным самому главному продюсеру американского треша — великому и ужасному Роджеру Корману. И тот остался под впечатлением от своего русского коллеги — доверив тому взяться за исторический боевик, навеянный славой «Гладиатора» Ридли Скотта. Разумеется блокбастерный бюджет тот предложить не мог, но заявленных в первоначальной смете… 200 тысяч $ — хватило с лихвой! Собрав невыразительную массовку, мало — мальски опытных актёров и парочку моделей журнала «Плейбой» — Бекмамбетов снял «пеплум», про который сам Корман когда то сказал -« Я мог бы поставить фильм о падении Римской Империи с тремя актёрами и одной белой простынкой». На практике это означало тотальную экономию буквально на всём: от задействованных в проекте артистов, до скудного количества массовки, убогих декораций и художественного инвентаря. Знакомая по тем самым роликам «Империала» операторская работа и быстрый монтаж — производят эффект, будто ты смотришь не кино а растянутый ролик про гладиаторов и жестоких римлян.
Сюжет представляет собой сумбурное смешение жёсткой эротики, исторического боевика с примесью драмы и элементами приключенческого кино. Это не «пеплум» Большого Стиля, и даже не более поздний «Центурион» — на который, при кратком изложении может быть похожа картина Бекмамбетова. Это самый что ни на есть настоящий — его величество Треш. Причём треш с большой буквы. Бывает плохое кино получается в виду апатичного отношения всей съёмочной группы, бывает плохое кино выходит потому как среди работавших над лентой не было опытных и знающих своё дело людей. А бывает и так, что желание снять Большое Кино сталкивается о непреодолимые барьеры, которые горящий идеей режиссёр и поддерживающая его группа единомышленников лихо перепрыгивают, снимая своё кино вопреки всему. От здравого смысла, художественной достоверности и до банальности вроде нехватки ресурсов. «Гладиатрикс» принадлежит именно к третьей категории. Сценарную рыхлость Бекмамбетов компенсирует тем, что показывает огромное количество экшена, много обнажёнки и кровищи, запечатлив всё это «великолепие» со всеми возможными изысками операторского искусства. От трясущейся камеры, размазанных планов и нечёткого ракурса, до съёмок рапидом (т. е. в замедленном стиле). Экспериментируя так же с освещением и цветом: тона картинки постоянно меняются — от серой, холодноватой гаммы сцен северного леса до ярких эпизодов связанных с кутежом римлян и желтоватых оттенков моментов боёв на арене. Признаться это вкупе с резвым монтажом и отсутствием выстроенного кадра (всё снято на ручные камеры) — дико раздражает. Наблюдать за попыткам актёрской игры красивых девушек (среди которых певица Юлия Чичерина) — вскоре надоедает, тем более, что персонажей слишком быстро пускают в расход — в виду чего к ним толком не успеваешь привыкнуть. Потому никого из убитых на гладиаторской арене и не жалко. К тому же, из всех участников этого исторического балагана (иначе назвать этот фильм и невозможно) — более менее располагает харизмой только любимиц Бекмамбетова — российский актёр Виктор Вержбицкий. Несмотря на всю пустоту и карикатурность его образа. Который здесь играет жестокого римского наместника. Кстати, раз уж поминали его «Бен — Гура», странно то, что Бекмамбетов не взял его на роль Понтия Пилата. Кстати, отменный получился бы негодяй!
Сценарий написанный неким Джоном Уильямом Корринттоном, рассказывает историю нескольких красавиц — рабынь, которых купили для римских солдат служащих в северной части империи. Там в небольшом городке, накануне варварского праздника Солнцестояния — наместник решил устроить гладиаторские бои, заменив мужчин (кровь которых нельзя проливать в этот день, дабы не прогневать Богов) женщинами. Для этого, этих красоток превращают с помощью интенсивных боевых тренировок в опытных воительниц. Успевшие к тому моменту сдружится героини, не желая гибнуть на потеху толпе в бою на арене — решаются на побег… Поверьте, пересказ фильма гораздо интереснее и лучше самого фильма. Пожалуй не один фильм ещё не мог извратить поговорку «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Фильму Бекмамбетова это удалось, ибо лучше прочесть его краткий синопсис, чем тратить своё время на просмотр этой 1,5 часовой чепухи… Конечно, сегодня режиссёр может оправдаться тем, что международную карьеру надо было же с чего то начинать. Но, согласитесь — не с такого же?! Словом — поклонники исторических боевиков и любители хардкорного экшена — не попадитесь на рекламную удочку и обходите «Гладиатрикс» Бекмамбетова стороной. Сами же опосля плеваться будите…
« — Так началось Великое восстание северных народов и варвары в конце — концов погребли Римскую Империю.» (с) Сегодня вспомнить про «Гладиатрикс» (известный на Западе под названием «Арена») — особенно любопытно, в основном после выхода в прокат «Бен — Гура», в котором Тимур Бекмамбетов вновь возвращается во времена Древнего Рима, но с несопоставимым в сравнении с ним производственным бюджетом. В начале нулевых, когда собственно и был снят «Гладиатрикс» -Бекмамбетов был известен преимущественно как режиссёр серии рекламных ТВ — роликов банка