Этот слэшер напрасно имеет такой низкий рейтинг на КП, ведь нечасто можно встретить фильм в этом жанре с действительно интересным сюжетом. Большинство современных слэшеров очень стандартно преподносят историю, в духе «Пятницы 13» или же нового культа «Крик». Здесь же всё начинается с того, что Бретту, безответно влюблённому в девушку, которой помогает по истории, некто посылает по почте артефакт, наделённый магической силой. Этот артефакт представляет собой старинный бычий пенис, способный исполнять 3 желания (!) И в то же время некто в жутком чёрном балахоне и в маске скелета начинает убивать учеников местной школы.
«Артефакт» интересно сочетает трэшевый юмор с юмором традиционным, а также по-своему трогательные любовные взаимоотношения Бретта с Самантой, которую он влюбил в себя посредством жуткого артефакта. Интересно, что этот магический предмет не исполняет желания других людей, если таковые не кончились у его обладателя. В связи с этим будет забавная сцена, когда друг Бретта, выкрав артефакт, пожелал быть крутым и, чтобы проверить свою крутость, пошёл в бар байкеров, где… (впрочем, это надо видеть)
Ричард Уэнк вполне известная фигура для хоррормана. Когда-то он снял такой же комедийный хоррор «Вамп», а позднее комедии «Агрессивные дамочки» и «Спекулянт». Не менее состоялся Уэнк и как сценарист, ведь в его портфолио «16 кварталов», «Механик», «Неудержимые 2», «Великий уравнитель» и сиквел «Джека Ричера». Что касается сорежиссёра Дэнни Грейвза, то его имя ничего не говорит даже и насмотренному зрителю, тем более на его счету только «Артефакт» и есть. Возможно, это кто-то из его учеников по сценарному ремеслу.
«Артефакт» вряд ли понравится среднестатистическому любителю слэшеров. Здесь нет эротики, обилия смертей, можно даже сказать сцены убийств редки, мало кровавых эффектов. Зато он кажется живым произведением, именно потому, что не вписывается в традиционную схему слэшеров. Можно даже сказать, что «Артефакт» — «Крик» наоборот, где комедия превалирует над хоррором и даже сам маньяк свою силу получил благодаря артефакту. Много позже был даже снят несколько похожий на него трэш-слэшер «День президента». Сам же «Артефакт» как бы иронически цитирует «Крик», резвясь на поле школьного ужастика, где пара неудачников и их тайные желания куда важнее убийств. Их даже могло и вовсе не быть, и от этого «Артефакт» не перестал бы быть симпатичной полутрэш-комедией о том как всеми презираемый зубрила получил девушку своей мечты. Так что достойным предшественником «Артефакта» является вовсе не «Крик», а «Доктор Чужой» с похожим сюжетом. Пожалуй, у ДеКото получилось в чём-то забавнее и даже нравоучительнее, ведь этот канадский мастер трэша всегда умел находить на кинематографической свалке нужные ингредиенты для своего коктейля. А фильм Уэнка всё-таки адаптированная для среднестатистической аудитории трэш-работа, впрочем, не теряющая свои достоинства от этого.
Ну и какой же хороший фильм без достойного каста! А тут немало примечательных фигур. Молодая актриса Александра Холден, не изменившая хоррору и в будущем, в роли очередного смутного объекта желания, будущая звезда Александра Брекенридж, тогда ещё совсем юная, Сара Даунинг, всегда убедительный Остин Пендлтон в роли учителя истории, неожиданный Мит Лоаф в забавной роли детектива и Зельда Рубинштейн в одной из последних своих ролей.
«Артефакт» — симпатичный молодёжный фильм, маскирующийся под слэшер, являющийся больше комедией, чем хоррором. Может, потому и нет на него ни одного положительного отзыва на КП. Пусть мой будет первым.
7 из 10
Этот слэшер напрасно имеет такой низкий рейтинг на КП, ведь нечасто можно встретить фильм в этом жанре с действительно интересным сюжетом. Большинство современных слэшеров очень стандартно преподносят историю, в духе «Пятницы 13» или же нового культа «Крик». Здесь же всё начинается с того, что Бретту, безответно влюблённому в девушку, которой помогает по истории, некто посылает по почте артефакт, наделённый магической силой. Этот артефакт представляет собой старинный бычий пенис, способный исполнять 3 желания (!) И в то же время некто в жутком