Наверное, российские названия зарубежным релизам придумывает робот Федя. Иначе как объяснить, что все фильмы про дом с привидениями у нас называются «Заклятие», а все фильмы про взаимодействие с потусторонним миром духов — правильно! «Астрал».
С развитием компьютерных технологий стало возможно не только не ходить в кинотеатры, но даже снимать фильмы, не выходя из дома. А во время случившегося в 2020 году локдаунасамоизоляции такой способ кинопроизводства стал особенно актуален, поскольку затраты на обеспечения безопасности офф-лайн съемок в период пандемии съедают весь съемочный бюджет. Видимо новый, 2021 год станет годом расцвета такого жанра, как скринлайф, или десктоп-фильмы. Новый ужастик английского режиссера Роба Сэваджа «Host», переведенный у нас как «Астрал. Онлайн», это не новое слово в жанре ужасов, но определенно удачная инкарнация поджанра фильмов, где действие происходит исключительно на экране компьютера в режиме видеоконференции. Кстати, оригинальное название означает просто «хост» и ничего больше. И да! Призракам теперь приходится осваивать face filters.
Компания друзей в период вынужденной самоизоляции, естественно, развлекается онлайн. Ассортимент такого рода развлечений сильно расширился с начала весны 2020-го, так что помимо онлайн-экскурсий или онлайн-фитнеса, теперь можно заказать и онлайн-спиритический сеанс. Опытный медиум вызовет для вас духов — онлайн. Что может быть безопаснее?
Странного вида дамочка — ирландский медиум Сейлан (Сейлан Бакстер, все имена персонажей это реальные имена актеров, играющих их), судя по всему, может вызвать исключительно смех. Особенно, когда произносит что-то типа «астральный план». Так что для полноты ощущений скучающая компания затевает игру на выпивку: при каждом произнесении «астрального плана» они опрокидывают в себя по стаканчику.
И кто бы мог подумать, что дамочка реально связана с реальным миром духов! А духам, как известно, не нравится, когда из вызывают попусту, да еще и глумятся над ними, выставляя дураками. Так что духи вылезают из своего астрала и начинают мутить — то ли виртуально, то ли реально офф-лайн. Сперва и не разберешь.
Арсенал «пугалок» в фильме вполне стандартный: это неясные тени где-то на периферии, пугающие звуки, летящие в камеру предметы, мелькающие жуткие рожи и написанный на лицах участниц видеоконференции «неподдельный» ужас крупным планом. То есть приемы, отработанные еще «Ведьмой из Блэр», когда про онлайн слыхом не слыхивали. Имеется даже проверенный временем трюк с посыпанным мукой полом, на котором должны остаться следы чего-то невидимого. (Откуда девица взяла муку, если с началом локдауна она исчезла из магазинов?).
Из новинок добавили примочки, связанные с Zoom: лицевые фильтры, фоны и характерные для видеосвязи цифровые шумы. Все используется достаточно изобретательно, так что смотреть не кучно. За рубежом фильм вышел на стриминговой платформе, минуя кинотеатры, и это был правильный ход. Если смотреть фильм ночью, в темной комнате, в одиночестве, и в той же ситуации, что и герои фильма, то пожалуй, будет очень страшно. Вы сидите дома, потому что за стенами вашей квартиры может быть смертельно опасно. Но что делать, если смертельная опасность уже проникла внутрь вашей уютной квартирки, и бежать некуда — локдаун! Ужасно своевременные ужасы!
Однако, если вас раздражает отсутствие внятного сюжета (это типовая мокьюментари), отсутствие внятной картинки (помимо приложения все снимается на смартфон, который трясется и регулярно вываливается из рук) и навязчивый интерфейс (это же Zoom!), то впечатление может быть изрядно подпорчено.
К неоспоримым достоинствам фильма относится и его хронометраж. Фильм идет всего 56 минут, игнорируя такие атрибуты «большого» кино, как знакомство с персонажами, предыстория отношений и развитие характеров. Для ужастика это все лишнее и только отвлекает от основного «блюда». То есть от непрерывного нагнетания ужаса. В итоге ощущение причастности зрителя к чему-то, что происходит здесь и сейчас, только усиливается. Тем более, что мы пока не забыли, каково это, жить в самоизоляции.
Инновационный, хотя и не новаторский, ужастик поколения зумеров, вступивших в эпоху локдауна.
6 из 10
Наверное, российские названия зарубежным релизам придумывает робот Федя. Иначе как объяснить, что все фильмы про дом с привидениями у нас называются «Заклятие», а все фильмы про взаимодействие с потусторонним миром духов — правильно! «Астрал». С развитием компьютерных технологий стало возможно не только не ходить в кинотеатры, но даже снимать фильмы, не выходя из дома. А во время случившегося в 2020 году локдаунасамоизоляции такой способ кинопроизводства стал особенно актуален, поскольку затраты на обеспечения безопасности офф-лайн съемок в