Отложив когти Росомахи, Хью Джекман решительно берётся за сложные и противоречивые образы. Критики не обманули — роль Фрэнка Тассона действительно становится достойным украшением карьеры и без того талантливого и успешного австралийца. Его герой поразительно убедителен, стремится быть безупречным во всём — внешний вид, манеры, профессионализм, преданность делу. Но ничего абсолютного в природе не бывает, и череда случайных и нелепых событий обнажает изнаночную сторону жизни, казалось бы, идеального сотрудника системы образования.
В фонде мирового художественного кино тема коррупции рассматривается в основном по касательной, периодически лавируя от криминальных боевиков и драм до байопиков-полурасследований. Порой получается эффектно, порой просто для сюжетной галочки. В этом контексте «Безупречный» любопытно углубляется в суть проблемы и отлично показывает логику эгоцентричного коррупционера среднего класса: ему не нужны особняки и состояние, он жаждет признания, быть лицом с обложки, всегда подтянутым и стильно одетым. Как известно, красиво жить не запретишь, и этим, а отчасти и своим трудолюбием, главным герой оправдывает своё покушение на бюджетные средства.
Кори Финли грамотно раскрывает неоднозначность Тассона, подкидывая почву для размышлений: «С какого момента начинается тяга к присвоению? Его обоснование? А что если чуть-чуть? Кто заметит? Если вы уже подбираете причины, значит ли, что вы уже пали?». Кто-кто, а вот обеспеченное общество муниципального совета по образованию во главе с персонажем Рэя Романо достаточно пало (или же наоборот взлетело), чтобы не замечать ничего, что происходит дальше их поля для гольфа и обсуждений цен на недвижимость элитного пригорода. Мирская беззаботность богатых позволяет Тассону их очаровывать, ослеплять угодливостью и выделять значительные деньги на очередной инфраструктурный проект, призванный повысить уровень школы в общекомандном зачёте. Здесь кроется одна из моральных дилемм фильма: цели благородные, к тому же Фрэнк действительно показан как хороший педагог и управленец — так ли он плох? В этом ключе ещё больнее наблюдать положение учителей и административных работников, к которым, увы, относятся, как к представителям сферы услуг, с тем же пренебрежением и снисходительным взглядом сверху. К сожалению, это проблема всего современного общества в целом. Пронзительный монолог Тассона одной из родительниц о нелёгком призвании учителя на мгновение заставляет усомниться в его нечистоплотности и вызвать очередную волну сопереживания.
«Помните ли вы учителей, что сидели с вами, держали вас за руку, учили вас считать?»
Но Фрэнк оказывается прохвостом не только с профессиональной точки зрения. В лучших традициях тёзки из «Карточного домика» он лицемерит, интеллигентно показывает свой циничный оскал и балуется на стороне (довольно неожиданной стороне, но все же весьма романтичной). Выверенной актёрской игрой Джекман в очередной раз доказывает свою разноплановость, чем вызывает восхищение. Безусловно, «Bad education» его безупречный бенефис с ярким бэкграундом в лице Эллисон Дженни и прочих.
Вторая работа фестивального самородка Кори Финли уверенно заявляет, что молодой автор умеет правильно расставлять акценты, аккуратно работать с материалом (фильм основан на реальных событиях) и прекрасно выстраивать напряжение. Смотря «Безупречного», по незнанию невольно начинаешь отдавать должное крепкой постановке и мысленно слать комплименты условным режиссерам-ремесленникам вроде Рона Ховарда, братьев Коэн или Адама МакКея (на стиль повествования и атмосферы которого, вероятно, ориентируется Финли), так уж всё выстроено и сбалансировано. Патетичный классический саундтрек прибавляет режиссерской иронии атмосферы, как и пара ностальгических треков из начала нулевых.
Возвращаясь к теме коррупции, стоит сказать, что для нашей страны подобная проблематика, к сожалению, занимает не последнее место, что в сущности объясняет довольно специфическое культурное отражение этого социального порока — почти всегда это сочувственная ирония или сатира (так уж классиками повелось: Привет, вам, Николай Васильевич); реже, и причем, относительно недавно, случается мрачное экзистенциальное рассуждение в очередной попытке разгадать тайны русской ментальности через казнокрадство («Левиафан», «Дурак»). Но там, где российская действительность скорее с пониманием подмигивает недугу (взять хотя бы череду недавних сериалов про чиновников: «Домашний арест», «Год культуры», «Последний министр»), американская, не без мощного влияния журналистики (пусть и школьной), силы свободных СМИ, доводит дело до конца и предаёт преступника закону со всеми вытекающими.
Отложив когти Росомахи, Хью Джекман решительно берётся за сложные и противоречивые образы. Критики не обманули — роль Фрэнка Тассона действительно становится достойным украшением карьеры и без того талантливого и успешного австралийца. Его герой поразительно убедителен, стремится быть безупречным во всём — внешний вид, манеры, профессионализм, преданность делу. Но ничего абсолютного в природе не бывает, и череда случайных и нелепых событий обнажает изнаночную сторону жизни, казалось бы, идеального сотрудника системы образования. В фонде миро