Оторвись от забот, пусть тебе повезет! Слышишь, ветер зовет: «Споём!»
Режиссёры всегда держат руку на «пульсе страны», ведь только таким способом можно достаточно быстро отреагировать на экономические и политические изменения. Классик российского кинематографа Виктор Николаевич Живолуб пришёл в кино в начале 70-х — самое спокойное «застойное» время. Соответственно и фильмы получались такие же спокойные, но при этом, очень душевные: «Танец орла» (1975), «Гармония» (1977), «Я буду ждать…» (1979). А потом наступили «мятежные» 80-е и режиссёр снимает подряд 5 фильмов, жанр которых можно объединить одним словом — «боевик». Боевик этот ещё не голливудский, но в нём уже угадываются подобные нотки: иностранные машины в кадре, желание «жить лучше, жить веселее». Сказанное касается, прежде всего, ленты «Бармен из «Золотого якоря»'. Показанная в ней ситуация не совсем типичная для Советского Союза (о чём говорит сам резидент иностранной разведки), однако ставшая весьма распространённой лет через 5—10. Живолуб лишь предвосхитил инволюционные тенденции в душах советских людей, ослеплённых западным «золотым тельцом».
Хоть этот фильм и снимался в последние годы существования СССР, он ещё целиком в рамках продукта системы: плохого непременно должны покарать, хороший обязательно должен выглядеть героем. Фильмы о шпионах (диверсантах, разведчиках) очень похожи на экранизацию известного произведения: зритель уже в самом начале знает, что «наши» непременно победят, но вся соль, всё зерно заключается в том, что именно покажет режиссёр до закономерного финала. Живолуб показал многое из того, что мог показать. Если сценарий повествует о герое, которого «купили» «случайно оставленным» бумажником, то нужно показать его «разложение» по полной — новая (непременно — иностранная) машина, видеомагнитофон, стоимость которого в то время приравнивалась к стоимости «Жигулей». «Богемное» времяпровождение (концерт «Машины времени»). В данном случае противопоставляются две пары: Николай — Анна и Андрей — Елена. Как часто бывает в кино, «злодеи» порой выглядят ярче и интереснее героев положительных. Уж такова особенность человека — дурное его привлекает сильнее.
Надо отдать должное режиссёру — в некоторых сценах он опередил «Маленькую Веру», которая только через 2 года начнёт триумфальное шествие по экранам страны. Сцена с обнажённой Татьяной Догилевой довольно короткая, но она выглядит здесь почти «визитной карточкой» подавляющего большинства фильмов 90-х. Правда, снята в полной привязке к логике сюжета. Прошедшие 30 с лишним лет не изменили сюжет картины, но изменили её восприятие сегодняшним зрителем. По нынешним меркам в фильме маловато «остроты». Вроде бы и динамика имеется, и спиральное развитие сюжета, но нет ощущения, что такое кино ты обязательно посмотришь через несколько лет. Если только… ради любимых актёров, которым зритель прощает многое.
Оторвись от забот, пусть тебе повезет! Слышишь, ветер зовет: «Споём!» Режиссёры всегда держат руку на «пульсе страны», ведь только таким способом можно достаточно быстро отреагировать на экономические и политические изменения. Классик российского кинематографа Виктор Николаевич Живолуб пришёл в кино в начале 70-х — самое спокойное «застойное» время. Соответственно и фильмы получались такие же спокойные, но при этом, очень душевные: «Танец орла» (1975), «Гармония» (1977), «Я буду ждать…» (1979). А потом наступили «мятежные» 80-е и режиссёр сн