«-Объяснил бы кто людям, что горы и тщеславие — вещи не совместимые.» (с)
Не так много в истории кино найдётся фильмов, посвящённых горам. На вскидку могу припомнить лишь парочку картин, в которых действие разворачивается в горной местности, а оператор снимает не только артистов, но и смакует завораживающие взор пейзажи. Среди этих фильмов оказались такие разные постановки, как советская «Вертикаль» (1966) и голливудский «Скалолаз» (1993). Несмотря на разные жанры и сюжеты, фильмы Станислава Говорухина и Ренни Харлина объединяет противостояние человека суровой природе и стихии, которая запросто может того погубить, стоит лишь на миг потерять бдительность. К этим фильмам добавляется и на днях просмотренный «Белый Ад Пиц — Палю» (1929) Георга Вильгельма Пабста, снятый им на паях с Арнольдом Фанком. Сюжетно и жанрово он ближе к драме с Высоцким, нежели к боевику со Сталлоне. Картина идёт почти два часа, и половина её — любование шикарными горными окрестностями. Заснеженные вершины, долины с тающим снегом и проглядывающей травой, капающие на солнце сосульки…Вся эта белизна иногда слепит глаза. Снято всё невероятно поэтично, стильно и со вкусом. Операторы (их аж несколько человек) мастерски исполнили свою задачу: снять как можно роскошнее и выразительней. Кино имеет жанр — это приключенческая мелодрама. Вторую часть картины, которая отвечает за сюжет и связку этих заснятых горных красот, можно счесть несколько банальной. Но если принять во внимание, что это фильм эпохи немого кино, то вопросы к сложности сценария отпадут сами собой. Кинематограф в те времена только отходил от примитива, и даже в признанных мировых шедеврах того времени, таких как «Броненосец Потёмкин» (1925), «Носферату — Симфония Ужаса» (1922), «Алчность» (1924) и др. — в сюжете есть немало сцен, выглядящих в наши дни наивно. В целом, для развлекательного кино «Белый Ад…» подходит по всем стандартам: в сюжете есть любовная история, романтический герой — страдалец, смертельные испытания уготованные отважным покорителям заснеженных вершин, ну и конечно же интрига — кто останется в живых, чем закончится этот образовавшийся «любовный треугольник» и наконец, те самые документальные кадры горных вершин, равнин и долин. Но если говорить откровенно, то фильм можно было бы сократить минут эдак на 25. Режиссёров было двое, и видно сразу, что один работал с актёрами, а второй лазил по горам в поисках наилучших кадров необъятного простора. Оттого, мы как бы получили не один а сразу два фильма. Документальную хронику гор и разыгранный артистами сюжет. На мой взгляд, авторы картины не смогли найти точный и адекватный баланс между публицистикой и художественным кино. Поэтому многие сцены кажутся затянутыми. Горными пейзажами и их величественной красотой устаёшь любоваться уже в течении первого часа. Во второй половине, когда картина набирает обороты и происходят основные сюжетные события, нас по прежнему заставляют любоваться на заснеженные пики, небеса затянутые облаками и прочие «достопримечательности» Бледной Горы (так с немецкого переводится её название Пиц — Палю). Лично меня это здорово отвлекало от сюжета, и утомляло… Не берусь судить за всех, но я считаю, что частые затягивания панорамных планов и неспешный монтаж, приводят к потери градуса эмоциональной составляющей ленты. Ведь мы же смотрим не документальный фильм о дикой природе, а художественное, причём остросюжетное произведение!
Сюжет картины повествует о влюблённых Марии и Гансе, которые решили забраться на вершину Пиц — Палю. Это красивая, покрытая снегом, но невероятно опасная гора. Ганс рассказал Марии про доктора Кафта: недавно тот потерял на этой горе жену, и с тех пор бродит по её склонам не зная покоя. Молодые люди встречают героя рассказа в том туристическом домике, где разместились перед походом. Опытный альпинист Крафт, узнав о их намерении решил сопровождать пару. Его неразговорчивость и отстранённость вкупе с печальной историей производят впечатление на романтичную Марию, и девушка начинает в отсутствии хлопочущего по хозяйству жениха, засматриваться на несчастного доктора. Ганс заметит это лишь тогда, когда они будут в горах, и из — за своей глупой ревности наделает немало оплошностей, которые подвергнут их смертельной опасности. Ведь известно, что горы не прощают ошибок…
Должен признать, что съёмка «натурных» эпизодов действительно на настоящей натуре поражает своей смелостью. Ведь достойной страховки тогда ещё не было, и кто не — будь из артистов мог запросто покалечится, а то и погибнуть! Достаточно вспомнить моменты с карабканьем при помощи кирок и карабинов по отвесной части горы. И это при отсутствии дублёров, и каскадёрских способностях у исполнявших главные роли артистов! Сегодня точно киностудии не пошли бы на такой риск, тем более с участием звёзд экрана. А красавица — арийка Лени Рифеншталь, уже к концу 20 — ых была известной в Германии актрисой. Вышедший на экраны «горный» фильм Пабста сделал её звездой мирового масштаба, и открыл путь к самым главным её проектам, включая режиссёрских колоссов — документалок во славу Третьего Рейха и Олимпийских Игр в Мюнхене…
Сценаристы Ладислаус Вайда и сам Арнольд Фанк написали добротную приключенческую «лав — стори» с элементами «природного» экшена (горные лавины, обвалы и пр.). Операторы — новаторы и первопроходцы в этой области: Ганс Шнебергер, Рихард Ангст и Зепп Альгайер сняли потрясающие виды занесённых снегом гор и равнин. Беда лишь в том, что режиссёры не смогли грамотно соединить хронику и художественное повествование. Результатом чего стала местами уж очень затянутая, неторопливо — созерцательная лента о противостоянии человека и природы, в которой её «венец» не всегда побеждает… Тем не менее, ставлю картине столь высокую оценку с оглядкой на время её создания, с уважением к её «преклонному» возрасту, и пониманием того, как же это было всё чертовски трудно снять, имея в своём арсенале лишь допотопное кино — оборудование, отвагу, веру в успех, терпение и трудолюбие…
9 из 10
P.S
Отдельное спасибо величайшему киноману планеты — Квентину Тарантино, если бы не его «Бесславные Ублюдки», я даже и не только не посмотрел бы фильм Георга Вильгельма Пабста, но даже не узнал бы о его существовании!
«-Объяснил бы кто людям, что горы и тщеславие — вещи не совместимые.» (с) Не так много в истории кино найдётся фильмов, посвящённых горам. На вскидку могу припомнить лишь парочку картин, в которых действие разворачивается в горной местности, а оператор снимает не только артистов, но и смакует завораживающие взор пейзажи. Среди этих фильмов оказались такие разные постановки, как советская «Вертикаль» (1966) и голливудский «Скалолаз» (1993). Несмотря на разные жанры и сюжеты, фильмы Станислава Говорухина и Ренни Харлина объединяет противостоя