У каждого артиста свое дыхание и своя дистанция. Кого-то хватает на одну, максимум две роли, кто-то берет в карьере стремительный разбег, потом останавливается, кто-то с дистанции сходит раз и навсегда. Так или иначе, полнозвучно счастливых актерских судеб практически не бывает. Но ведь счастье счастью рознь. И видимый успех далеко не всегда реально отражает и сложную внутреннюю работу, и подчас далеко не простые обстоятельства творческой жизни артиста. Все это: успех и признание - с одной стороны, а сдругой - сомнения и набегающие как волны пасмурные дни творческих простоев - ведомо Ирине Муравьевой сполна. Параллельно с п ервыми киноролями она много и счастливо работает в Центральном детском театре, что на Театральной площади столицы. С ней этоттеатр запел и затанцевал, сделался музыкальным по ритмам и по дыханию сценического действия. Поколения театралов до сих пор узнают ее на улицах как болгарскую девушку Бонку из 'Сказки о четырех близнецах' или грузинскую царевну Лали из детского мюзикла 'Чинчрака'. Помнят ее и как Любку Шевцову из 'Молодой гвардии': в этом спектакле настоящей кульминацией был ее танец - виртуозный и глубокий по смыслу, из тех, что врезаются в память как высшие актерские достижения. А потом?.. Это уже 1986 год, и Муравьева - актриса театра имени Моссовета. В репертуаре занята, но играет роли ни к чему не обязывающие, заметные только благодаря торжествующей ее актерской природе... В общем - скука. В целом - не повезло! Пятнадцать лет простоя... Да, но есть еще и работа вкино... По признанию самой актрисы, без театра с живым дыханием зрительного зала, запахом премьеры, творимого на глазах общения с партнерами - жизнь артиста грустна. и в один прекрасный день Ирина Муравьева возвращается на Театральную площадь Москвы. В прямом и переносной смысле. Она выходит на подмостки Малого театра в нынешней своей коронной роли Раневской из 'Вишневого сада' Чехова, где одна из первых реплик ее героини ('Детская!') таит особый смысл для самой актрисы и для тех, кто помнит ее дебюты в Центральном детской театре. Детский напротив Малого, оба - на Театральной площади, и понадобилось целых 15 лет, чтобы возвратиться в самый центр Москвы, да еще так шумно и так победно, как это получилось у Ирины Муравьевой! Четыре центральные ролиза первые сезоны работы в Малом театре. Первый, не считая кино, Чехов, и первый Островский: Раневская в 'Вишневом саде' и Аркадина в 'Чайке', Купавина в 'Волках и овцах' и Гурмыжская в 'Лесе'. На этой кассете об Ирине Муравьевой говорят: Евгений Самойлов, Юрий Соломин, Александр Коршунов, Александр Ширвиндт, Эдуард Успенский, Эльдар Рязанов, Маргарита Эскина, Вера Васильева, Катя и Георгий Жемчужные, Владимир Меньшов, Геннадий Хазанов, Сергей Никитин, Татьяна Панкова.