Картина "Бесприданница" режиссера Якова Протазанова в наши дни известна немногим - она создана в далеком 1936 году. Кинематограф в те дни был еще довольно молод, гораздо сильнее и притягательнее - как давнее и классическое искусство - заявляла о себе театральная сцена, откуда и перелилась в экранное "зазеркалье" бессмертная пьеса А. Н. Островского. Протазанова после премьеры даже упрекали в излишней театральности постановки. СюжетВ одном из приволжских городов, в доме овдовевшей бедной дворянки Хариты Игнатьевны Огудаловой, постоянно собирается местная знать и чиновники разных рангов. Повод для их визитов - красавица Лариса, младшая дочь Огудаловой. Очаровательная, утончённая девушка - чуткая собеседница, царица музыкальных вечеров: природа наградила её чудесным голосом. Такую девушку каждый хотел бы видеть своей женой, да вот беда - Лариса никому не может принести приданного, её семья живёт в долг, а состоятельные женихи ищут себе ровню. И вдруг появляется тот, кто, как кажется, готов переступить через социальные условности. Это - владелец пароходства Сергей Сергеевич Паратов. Обаятельный, сильный, уверенный в себе, он кружит голову Ларисе и затмевает для неё весь остальной мир. Девушка надеется, что Паратов искренне её любит, но он внезапно исчезает из города, а вернувшись через год, скрывает от Огудаловых то, что успел обручиться. Ложь Сергея Сергеевича приводит к трагедии... По вехам ОстровскогоПротазанов, работая над своим фильмом, не отходил от оригинала. Единственной вольностью, которую он допустил, было "осовременивание" репертуара главной героини. Те, кто хорошо знаком с пьесой "Бесприданница", помнят, что Лариса никогда не пела романс "Нет, не любил он" - просто потому, что в годы А. Н. Островского он ещё не был написан. Яков Александрович справедливо решил, что эта композиция гораздо лучше раскроет внутренний мир Ларисы Дмитриевны, чем романс "Не искушай меня без нужды" - модный, но не относящийся лишь к одной молодой бесприданнице. Музыкально-психологическую "эстафету" в отношении героини Островского подхватил другой выдающийся режиссёр, которого тоже увлёк этот сюжет, - Эльдар Рязанов. Его версию экранизации драмы Островского с "Бесприданницей" Протазанова связывает не только музыкальное оформление картины. Над кинолентой "Жестокий романс" Рязанова работал сын Нины Алисовой - Вадим Алисов, оператор. Связь времёнКак известно, режиссёр Протазанов был великим мастером немого кино, рассвет которого пришёлся на десятые годы XX века. Как раз в эти годы была создана первая экранная версия "Бесприданницы", где главную роль сыграла Вера Николаевна Пашенная, актриса Малого театра. Премьера фильма, режиссёром которого стал Кай Ганзен, состоялась 16 октября 1912 года.