Чтобы понять, что жизнь бессмысленна, нужно хотя бы раз оказаться на волоске от гибели. Чтобы убедиться, что жизнь бесценна, также необходимо встретиться лицом к лицу со смертью.
Макс Клейн (Джефф Бриджес) прошёл через оба этапа: от стадии отрицания смысла жизни как такового к стадии твёрдой уверенности в том, что жить можно и нужно вопреки всему.
«Бесстрашный» — драма 1993 года австралийского режиссера Питера Уира. Того самого Уира, который в 1989 году снял «Общество мертвых поэтов» с Робином Уильямсом, а в 1998 — «Шоу Трумана» с Джимом Керри. По непонятным причинам «Бесстрашный» менее известен, чем два вышеуказанных фильма. Не в обиду всем остальным кинокартинам Питера Уира (он как раз один из немногих режиссёров, фильмы которого можно смело смотреть все подряд), но меня действительно удивляет тот факт, что обойдена стороной интересная, глубокая, во всех планах сильная драма, которая к тому же имеет множество номинаций и наград: приз Берлинского кинофестиваля, премия Бостонской Ассоциации кинокритиков, премия Чикагской Ассоциации кинокритиков, премия Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус».
«Удивительно, как перед просмотром сработало стереотипное мышление. Дело в том, что название «Бесстрашный» отправило подсознание к тупым боевикам о супергероях, но фильм оказался настолько потрясным и удивительным, что я не сделал ни одной перемотки, он просто пригвоздил меня к монитору» — вот такой комментарий я прочла на одном из сайтов и, дабы окончательно развеять это самое стереотипное мышление, дам волю впечатлениям от фильма, пока они не перекочевали в форму назойливых мыслей.
Людям свойственно беречь жизнь. Если человек вдруг понимает, что злоупотребление алкоголем — причина его второго инфаркта, он бросает пить; курение — начала раковой опухоли, он бросает курить; клубника — виновница сильнейшей аллергии, он в жизни больше и кусочка не откусит, ибо жизнь ему дороже, ибо при таких раскладах в гробу он видел и выпивку, и сигареты, и клубнику со сливками!
Архитектор Макс Клейн страдает «клубничной» аллергией, из-за которой в детстве он чуть ли не умер. С тех пор для Макса клубника стала запретным плодом.
Но что должно случиться, чтобы человек вновь начал осознанно играть со смертью? Что-нибудь более страшное, чем инфаркт, рак или аллергия? Что-нибудь более масштабных размеров?
Потерпевший крушение «Боинг» унёс жизни многих людей. Макс Клейн — один из выживших, точнее, «выживших», поскольку авиакатастрофа кардинально изменила его мировоззрение и мироощущение.
Когда к жизни примешивается смерть, жизнь выпадает в осадок и требуется ещё, как минимум, одна встряска, чтоб всё встало на свои места.
С места аварии Макс Клейн отправляется на «свидание с прошлым». На фоне всех остальных пострадавших, его поведение отличается нестандартностью: вместо того, чтобы первым делом броситься к телефону и обзвонить близких, Макс Клейн берёт такси и едет в ближайшую гостиницу.
Какой смысл сообщать семье, что он жив, если он сам не уверен в этом на все сто?
Тем временем Клейн разглядывает себя в зеркале, словно впервые; трогает тело, будто бы раньше не догадывался о его существовании.
«Сбежавшего» вскоре разыскали. Горе — для одних, работа — для других. Адвокаты, страховые агенты, психологи, журналисты — все они чего-то хотят от Клейна, а он хочет одного — чтоб его оставили в покое. Но Макс Клейн не просто выживший, он:
а) звезда СМИ — герой, который спас мальчика, младенца и голосом указал на выход из обломков самолета ещё нескольким пострадавшим;
б) единственный, кто может помочь жене своего лучшего погибшего друга получить максимальную денежную компенсацию от авиакомпании;
в) муж и отец, который должен продолжать быть мужем и отцом.
Трудней всего Максу Клейну даётся последний пункт. Семнадцатилетний стаж семейной жизни трещит по швам, поскольку у «бесстрашного», как Клейна окрестили журналисты, всё встало с ног на голову. Его любовь перенаправилась от тех, с кем он связан кровно, к тем, кто стал для него родственной душой, к людям, которые пережили тот же ужас, что и он, обнажив друг перед другом свой страх перед смертью. Теперь главный герой отдаёт предпочтение не собственному сыну, а мальчику, которого спас; не любимой жене, а Карле — женщине, летевшей вместе с ним в «Боинге» и потерявшей в авиакатастрофе годовалого ребенка.
Стоит ли говорить о том, что родные Макса Клейна недоумевают, ревнуют, попросту приходят в бешенство? Парадокс в том, что Клейн осознает свою неправоту, но он не в состоянии установить или хотя бы самому себе внятно объяснить причину такого поведения. Карла (Рози Перес) называет его своим «ангелом-хранителем»: он единственный, кто помог ей вернуть, если не сам смысл, то хотя бы веру в его существование. Но Макс всего лишь человек, который, помогая другим, не решается попросить помощи для себя.
Расстаться со званием «бесстрашный», тем самым признать, что он — такой же уязвимый, как и любое живое существо на планете, — способен ли на это вконец отчаявшийся человек? Если да, то для начала нужно перестать проверять кирпичные стены на прочность, а крышу многоэтажки — на высоту.
«Ничего у тебя не выйдет! Ты хочешь убить меня, но не можешь» — вызов, брошенный Богу, не остался без ответа. Поскольку Макс Клейн в плане усвоения жизненно важной информации оказался «жирафом», судьба, расщедрившись, предоставляет ему второй шанс.
«Я вырвал тебя из объятий смерти, не дав ей закутать в свой балахон твой скелет. Я это сделал для того, чтобы ты всё переосмыслил и в дальнейшем ценил жизнь пуще прежнего, а не для того, чтоб, стоя на земле, ты пытался плюнуть мне в лицо. Давай-ка повторим урок, раз ты ничего не понял с первого раза» — примерно так мог бы ответить Бог Клейну, если, конечно, в фильме ему была бы отведена роль.
Но нужно учиться понимать без слов, не рассчитывая на помощь всевышних. Нужно учиться «прощаться так, словно это ничего не значит».
Режиссеру «Бесстрашного» удалось заставить зрителя с головой погрузиться в трагедию, даже спустя неделю после просмотра фильма ощущаешь привкус сочувствия и сопереживания.
Браво, Питер Уир! Браво, Джефф Бриджес! Браво, Изабель Росселлини, Рози Перес, Бенисио Дель Торо! Браво всем, кто приложил усилия для создания этой гениальной картины!
Чтобы понять, что жизнь бессмысленна, нужно хотя бы раз оказаться на волоске от гибели. Чтобы убедиться, что жизнь бесценна, также необходимо встретиться лицом к лицу со смертью. Макс Клейн (Джефф Бриджес) прошёл через оба этапа: от стадии отрицания смысла жизни как такового к стадии твёрдой уверенности в том, что жить можно и нужно вопреки всему. «Бесстрашный» — драма 1993 года австралийского режиссера Питера Уира. Того самого Уира, который в 1989 году снял «Общество мертвых поэтов» с Робином Уильямсом, а в 1998 — «Шоу Трумана» с Джимом