Историческая драма. Последний год жизни немецкого писателя Генриха фон Кляйста. Радикального романтика, который покончил с собой в возрасте 34-х лет вместе с Генриеттой Фогель в 1811 году. Он убил её, по взаимной договоренности, затем выстрелил себе в голову. Она была больна раком. Он считал, что жизнь — это не для него, что ничто на Земле ему не подходит, хотел смерти долгое время. Эпоха романтизма, когда согласно философии Канта, как триггера, субъект, его чувства, становятся доминантой существования. Когда любое желание, любая неудовлетворенность, оправдана. Когда предложение о совместном суициде, вызывает непреодолимое желание осуществить это и, более того, вызывает восхищение и любовь к предложившему.
Генрих фон Кляйст (в фильме его фамилия не упоминается, но понятно о ком идет речь) многие годы страдал от депрессии, от «черной меланхолии». Он не избегал общества, он не впадал в периоды потери вдохновения, он просто жил желанием умереть. Причем умереть вместе с человеком, для которого он настолько важен, что тот готов разделить не совместную жизнь, а совместную смерть. Об этом он пишет бывшей возлюбленной, которая была испугана его предложением о суициде и бросила его. «Моя дорогая Мари, ты будешь удивлена, но я нашел кем заменить тебя в своем замысле. Это подруга, душа которой парит, как молодой орёл. И я не встречал такого раньше. Она понимает, что моя печаль глубока и неизлечима. И она хочет умереть вместе со мной.»
Название фильма (а он называется по-французски, хотя весь фильм мы слышим о боязни пруссаков внедрению французских правил), даже зная основу сюжета, может предположить зрелище безумца с всклокоченными волосами, который бьётся в истерике головой об стену от своей неудовлетворенности и мечется, как лев в клетке. Чорт возьми, это спокойнейший фильм. С эстетической стороны — просто идеальный фильм. Красивейший. Убаюкивающий. Фон Кляйст изображен мягким — дотронься и сдуется, и хрупким — дотронься и рассыпется. Если жизнь нельзя терпеть, ну почему бы не покончить с этим.
О причинах желания прекратить жизнь у Генриха, ни слова. Достаточно желания. Есть чувства, это самое главное. Гимн романтизму. Есть ли мысли, что суисайд из пэйнлесс и неплохой вариант? Да. Есть. Есть ли понимание героя и героини? Есть. Но фильм не так прост, уверяю. Противопоставление постоянной скучной экономики и налогов мужа Фогеля искренности и вере Генриха — не явный, но очень удачный ход. Эрик Ромер экранизировал «Маркизу фон О.» фон Кляйста, но это, несмотря на поверхностные признаки, совсем не оммаж Ромеру. Разговорам, создающим сказочную атмосферу, австрийская режиссер предпочитает планы, причем статичность и немногословность (странно, ведь фильм про писателя), домысливаешь легчайшим образом.
«Лурд» Джессики Хауснер для меня является незабываемым фильмом. Почему я не посмотрел другие её работы до сих пор, большая загадка. Посмотрю, особенно теперь. Режиссер очень талантлива, о чём я знал. Минимализм — невероятно тонко и в точку. Мистика. Да, ведь сначала Генрих предлагает Генриетте суицид, а потом у неё находят рак. Костюмы и интерьеры. Гениально. Но самое немыслимое, не предполагаемое, противоречащее истории, сносящее крышу парой коротких эпизодов — это финал фильма. Весь «романтизм» рушится, как карточный домик от легкого прикосновения. И впадаешь в тоску, но с желанием жить.
9 из 10
Историческая драма. Последний год жизни немецкого писателя Генриха фон Кляйста. Радикального романтика, который покончил с собой в возрасте 34-х лет вместе с Генриеттой Фогель в 1811 году. Он убил её, по взаимной договоренности, затем выстрелил себе в голову. Она была больна раком. Он считал, что жизнь — это не для него, что ничто на Земле ему не подходит, хотел смерти долгое время. Эпоха романтизма, когда согласно философии Канта, как триггера, субъект, его чувства, становятся доминантой существования. Когда любое желание, любая неудовлетворен