Меня неописуемо удивляет рейтинг этого восхитительного фильма на этом сайте. Хотелось бы посмотреть на людей, которые поставили такую низкую оценку, но буду надеяться, что это сделали те самые любители типичного индийского кино с песнями, танцами и любовью через край. В чём-то я понимаю российских зрителей — индийское кино осознаётся нами как стереотипное явление, где должны быть вышеупомянутые песни, танцы, любовь, враждующие семьи влюблённых и т. п. Не удивительно, что современный зритель попросту не понял, о чём этот фильм на самом деле. Да и советский перевод откровенно извратил многие диалоги.
Радж Капур для Индии (и для Советского союза в том числе) человек совершенно особенный, с уникальным мышлением намного опережающим своё время. Помимо открытия первого цветного кино в Индии, первой социальной драмы и множества других жанров, он открыл своей стране такой удивительный жанр как архаус, и картина «Бодрствуйте!» стала первой. Визуальный компонент сведён к минимуму, привычная красота индийской культуры осталась только в отголосках финальной песни, а пронизывающая доброта болливудских картин здесь угасает с каждой минуты. Сейчас этот фильм можно легко отнести к жанру нуар. Атмосфера недоверия, лицемерия, обмана и пессимизма, такая не свойственная для индийского кино, шокирует. То, с какой откровенностью облачаются все пороки общества, от низших слоёв до элиты, удивляет.
Главный герой — безымянный крестьянин (а не Мохан, как написано в аннотации), попавший в многоэтажный дом ради одной цели — добыть глоток воды. Его цель до безумия проста и понятна, но то, к каким последствиям она приведёт, невозможно предположить. Оборванных, в грязных лохмотьях и с густой щетиной на лице, он оказывается непонятым ни простыми людьми с нижних этажей, ни подавно богатыми с верхних. По мере его передвижения по дому (от первого этажа до последнего) он попадает в разные квартиры, где становится невольным свидетелем самых разных пороков. Один изменяет жене, другой ворует деньги с места, где работает, третий и вовсе настоящий преступник. Впервые индийское кино подняло вопрос о греховности человека, не зависимо от его социального положения. У каждого есть свои тёмные стороны, и так ли правильно осуждать другого за то, чем страдаешь сам?
Герой, блестяще созданный и сыгранный Раджем Капуром, не имеет даже имени, но имеет то, чего нет ни у кого — душу. За всю картину он не произносит ни одного слова, только в конце он, измученный от издевательств «честных» жителей, истошно кричит о своём горе, облачая их поступки. Люди погрязли во лжи, в собственной злобе, они ищут слабого, того, кто не может ответить, и вымещают злость на нём. Унижают, причиняют физический вред, клеймят простого человека, просящего воды, вором, и считают это правильным. Люди сродни животным чувствуют страх слабого и убивают его. И эта откровенная жестокость поражает. Из дома наш герой выходит уже совсем другим человеком. Пройдя буквально все ступени ада (а в фильме очень сильна христианская линия), он приобретает новую цель в своей жизни, становится сильнее.
Меня глубоко поразил этот фильм, заставил задуматься так, как ни один фильм Раджа Капура прежде. Я люблю его «Бродягу», «Господина 420» и остальные фильмы. Но «Бодрствуйте!» — это апофеоз его драматического мастерства, действительно гениальный актёр, который уже пол века является единственным индийским актёром, попавшим в список великих актёров мира. Божественная игра. Финальный монолог, наполненный отчаянием, гениально сыгран. Не зря сам Джавахарлал Неру, один из самых видных политических деятелей мира, на премьере этого фильма в Дели аплодировал стоя.
10 из 10
Меня неописуемо удивляет рейтинг этого восхитительного фильма на этом сайте. Хотелось бы посмотреть на людей, которые поставили такую низкую оценку, но буду надеяться, что это сделали те самые любители типичного индийского кино с песнями, танцами и любовью через край. В чём-то я понимаю российских зрителей — индийское кино осознаётся нами как стереотипное явление, где должны быть вышеупомянутые песни, танцы, любовь, враждующие семьи влюблённых и т. п. Не удивительно, что современный зритель попросту не понял, о чём этот фильм на самом деле. Да