За более чем вековую историю кинематографа, жанр комедии, бесспорно, был обогащён многими не то, что конкретными фильмами, но целыми школами, направлениями и течениями.
Можно вспомнить и эксцентричные советские комедии Гайдая с целой уймой завуалированных политико-сатирических сносок на полях, и лирико-трагические комедии Рязанова, более универсальные по тематике и типажам для восприятия иностранными зрителями, и россыпь классических французских комедий с неподражаемым Луи де Фюнесом во главе, и потрясающие чёрно- (ну просто антрацитно-) юморные эпики от Квентина Тарантино, и невероятные фигуры высшего пилотажа от Джеки Чана, и монументального Чарли Чаплина, и совершенно сумасшедшую трилогию от «Монти Пайтона», где досталось не только всему человечеству, но и — Вселенной, вместе со всеми абстракциями вроде смерти, времени, истории и т. д., и, конечно, гениального «Доктора Стрейнджлава» Стэнли Кубрика, за полтора часа поставившего шикарную точку в истории человечества, и многих-многих других…
Вполне логично, что с учётом столь безграничного ассортимента, которого любому шутнику более чем целиком хватит на всю жизнь, придумать и реализовать что-либо новое в комедийном жанре — дело столь же почётное, сколь и трудное.
Вот у южноафриканского режиссёра Джейми Юйса это получилось. Была выбрана серьёзная проблема, имеющаяся в наличии у человечества на исходе ХХ века. Она заключается в том, что «мы не знаем мир, в котором живём». Разломы между разными цивилизационными группами (восточная, западная, африканская и т. д.), несмотря на поразительный технологический прогресс всего человечества, нисколько не уменьшаются, что оставляет место для существования таких народностей, как бушмены, именно в том виде, который был ими сохранён на протяжении многих веков.
Таким образом, можно сказать, что в данном фильме режиссёром предложен своеобразный вариант путешествия во времени, когда в результате совершенно невероятного стечения обстоятельств вынуждены соседствовать и даже взаимодействовать разные цивилизации, разные взгляды на жизнь, смерть, порядок, реакцию на невзгоды, справедливость, благоразумие, счастье…
Думаю, всё же правильно, что фильм не был перегружен сатирическими, политическими или социальными элементами. Они, конечно же, там есть, раз уж это, бесспорно, хороший фильм, но они не стоят во главе угла, не определяют авторский взгляд на не сильно уж и замысловатые, но всё же по-своему важные конфликты.
Другим важным элементом успеха картины, как мне кажется, стало отсутствие нелепого в такой ситуации морального проповедничества режиссёра, его наставлений, как и что делать зрителям данного фильма после просмотра: не бросать насиженные цивилизованные гнёздышки, не сливаться в экстазе с природой, не срываться в Африку на помощь местным жителям…
Из всего этого проявляется главное свойство, которое Юйсу удалось придать своему самому известному фильму — простота.
Просто смешно.
7 из 10
За более чем вековую историю кинематографа, жанр комедии, бесспорно, был обогащён многими не то, что конкретными фильмами, но целыми школами, направлениями и течениями. Можно вспомнить и эксцентричные советские комедии Гайдая с целой уймой завуалированных политико-сатирических сносок на полях, и лирико-трагические комедии Рязанова, более универсальные по тематике и типажам для восприятия иностранными зрителями, и россыпь классических французских комедий с неподражаемым Луи де Фюнесом во главе, и потрясающие чёрно- (ну просто антрацитно-) юмо