(О французской притче про двух блудных сыновей).
Как же напоминает этот бравый, комедийный фильм одну известную евангельскую притчу. Кажется, в старославянском она именуется «человек некий име два сына»(Луки 15,11—32). Только здесь, если это действительно было задачей создателей фильма, вырисовывается параллель, своя интерпретация притчи.
40-летний сын, — панк Not, — ничего не просит у родителя и ни в какие дали не уходит. Он проматывает жизнь рядом. И довольствуется тем, что выпросил, отнял, вырвал у случайных людей. Нет и проблемы с жильем. Спит, где придется, даже в мусорном контейнере.
Второй же сын вдруг теряет свою налаженную жизнь. От него уходит жена. Его выгоняют с работы. И ему все обрыдло. Он впадает в истерику.
В Писании притча заканчивается возвращением блудного сына. Отец устраивает для него большой пир. В фильме же отец отрекается от обоих сыновей. Мать сообщает, что зачала их, когда была пьяна. И не знает от кого.
Итак, оба сына на улице. Выброшены за борт жизни. И в карманах пусто.
Сюжет развивается явно не по евангельскому сценарию. Как решили родители — отвергнутые дети, которым уже за 40, наконец-то смогут стать взрослыми, научится жить самостоятельно. Правда, большинству участников человеческого социума такая самостоятельная жизнь представляется вызовом принятому укладу.
Not объясняет своему брату правила новой жизни: мозг ничем не занят; идти так, что ты не знаешь, куда идти, но все время идти; идти прямо, не обходя препятствий. Почти как у Фореста Гампа.
Новому образу жизни посвящается бритая по корме голова и татуировка на лбу «dead» (покойник).
Братья уходят в полный отрыв от обычной жизни: Они блуждают, ходят по прямой, нарушая покой граждан, и впадают в полный улет на панковской вечеринке.
И всё же им надоедает и такая, брызжущая потоком вседозволенности жизнь. Они ищут выход. Пытаются найти единомышленников, чтобы устроить революцию. Изменить всю жизнь. Но никто не приходит на их призыв.
Никто, кроме отца. Вот здесь опять включается зеркальная параллель с евангельской притчей. Отец сам приходит к своим детям. Не сын возвращается к отцу и просит признать его живым. Но отец приходит к ним. И приходит с буквой. И предлагает собрать фразу.
Притча повторилась. В Евангелии отец говорит в радости: «Сын мой был мертвым и ожил.» (Ев. Луки 15:24). И здесь, в фильме, отец предлагает обоим сыновьям сказать тоже.
Вот и смысл притчи французских режиссеров. Отнюдь не в неудачниках-сыновьях, пошедших по пути панков, отрицающих привычную форму жизни. Свое воззвание они обращают и ко всем другим участникам жизни. Тем, кто, кажется, живет правильно. Ходит на работу, (хотя и часто не любимую), но получает свою зарплату, (и все время недоволен ею), живет в своем доме, где есть панельный TV, ноутбук, кухонный комбайн, смартфон, в гараже кроссовер последней модели, и много, много еще что есть у него. И мечтает о большем.
Пытаясь вырваться из бессмысленной череды стереотипов, отец вместе с сыновьями взывают ко всему окружающему миру.
Цель тех, кто ведет человеческие сообщества в разных частях света, вроде бы благая: спокойная, мирная, со всеми прибамбасами комфорта жизнь. И бесконечный праздник! Но что они празднуют? По какому поводу вечеринка? Разве это и есть жизнь — безудержное потребление, нескончаемые удовольствия и участие во всевозможных ярмарках тщеславия (светских тусовках, рейтингах, телешоу, и т. д.).
Пьер Безухов из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», возвратившись из французского плена, пережив многие страдания, при встрече с Наташей Ростовой признается: «Мы думаем, что, как нас выкинет из привычной дорожки, все пропало: а тут только начинается новое, хорошее.»
(О французской притче про двух блудных сыновей). Как же напоминает этот бравый, комедийный фильм одну известную евангельскую притчу. Кажется, в старославянском она именуется «человек некий име два сына»(Луки 15,11—32). Только здесь, если это действительно было задачей создателей фильма, вырисовывается параллель, своя интерпретация притчи. 40-летний сын, — панк Not, — ничего не просит у родителя и ни в какие дали не уходит. Он проматывает жизнь рядом. И довольствуется тем, что выпросил, отнял, вырвал у случайных людей. Нет и проблемы с жил