Эта история началась в далекие уже 50-е годы ХХ века в Египте. Блестяще окончивший сельскохозяйственный институт, Ахмад возвратился в родные пенаты, в свою родную деревню, чтобы помочь нищему крестьянскому люду с выращиванием нового урожая. Но на пути благих намерений Ахмада встает имеющий старофеодальные наклонности Тахер Паша со своим племянником и сообщником в грязных делах Рияд-беем. Начинается неистовая и жестокая борьба за плодородные территории долины феллахов, борьба не на жизнь, а на смерть, а на ее фоне разворачивается история любви Ахмада и его давней возлюбленной Амаль.
В июле 1952 года тысячелетний Египет вступил в очередную эпоху политических, экономических и социальных перемен. Король Фарук I, олицетворявший собой все прелести постколониального авторитаризма и радикального исламизма, был свержен путем революции и отправлен в небытие исторического процесса, а ему на смену пришли первый президент страны Мохаммад Нагиб, а потом и сменивший его в результате дворцовых интриг больше демократ, нежели плутократ Гамаль Абдель Насер, по сути по-настоящему открывший новые страницы в истории Египта, приверженец идеологии ирредентистического панарабизма, ставший дружить, в первую очередь, с СССР, не оглядываясь при этом в сторону США и Великобритании как некогда главных протекторатов-колонистов и придерживавшийся как во внешней, так и во внутренней политике откровенно либеральных взглядов, системы сдержек и противовесов и умело сглаживавший клановые противоречия в стране. Именно на период правления Насера и пришелся расцвет египетского кинематографа, его так называемый «Золотой Век», ведь тогдашнее египетское кино намного выросло по своему качеству, нежели было до революции, и к тому же стало одним из самых громких рупоров нового времени, уходя от нарочитой развлекательности кинематографа времен Фарука, внушая народу, живущем при Насере, здравые мысли о светлом будущем под объединенным знаменем всех ближневосточных государств.
В авангарде «Золотого Века» египетского кино стоял режиссер Юсеф Шахин, фильмы которого стали по праву достоянием всего мирового кино и прошли проверку временем. В 1953 году Юсеф Шахин снимает один из самых знаменитых своих фильмов, приключенческую драму «Борьба в долине», отмеченную Золотой Пальмовой Ветвью Каннского кинофестиваля и ставшую к тому же одним из хитов советского проката.
«Борьба за долину» — кино, умело играющее на поле художественных традиций соцреалистического искусства, совмещенного с поэтическим реализмом. Однако привычная для большинства соцреалистических произведений ходульная схематичность и откровенная пропаганда в фильме Юсефа Шахина умело преобразована и фильм отличается сильной драматургией характеров и определенной полифоничностью и универсальностью, являя собой на выходе весьма удачное переложение советских картин «Большая жизнь» Леонида Лукова и отчасти «Светлого пути» Александрова. Эпические и полные накала и напряжения сцены очень тонко и мастерски чередуются в картине со сценами личными, очень поэтичными и лиричными по своему настроению, но в то же время не экскапистскими и фантомно-вымышленными, а весьма реалистичными и в захватывающей форме экстраполирующими тогдашнее житие-бытие обычного малограмотного потомка Тутанхамона, которому Насер в одночасье велел жить по-новому и в новых экономических условиях, а ткань продуманной и цельной драматургии картины умело ложится на, собственно, плоть идеологии политической, поданной зрителю в очень ненавязчивой форме.
Центром сюжетного мироздания фильма и главным воплощением авторского замысла становится Ахмед, герой Омара Шарифа. Ахмед — герой нового времени, его яркое отождествление, насеризм во плоти и крови, приносящий своим возвращением в родную деревню эпоху перемен. По многим параметрам образ Ахмеда восходит к самому Гамалю Насеру, к некоторым деталям его биографии во времена студенчества и начала борьбы против продажной прозападной монархии и, как и Насер, Ахмед берет на себя мессианскую роль в битве против старорежимных аспид, олицетворением которых становятся Рияд-бей и его дядя Тахер Паша в исполнении Заки Рустома.
Тахер Паша — человек жесткий и жестокий, яркий представитель семейства вредителей, монархист по духу и делам своим, феодал, который борется за свои интересы самыми грязными и нечестными методами. Впрочем, Юсеф Шахин не склонен к однобокости в показе центральных героев картины и он как не идеализирует и возвышает Ахмеда, так и не откровенно очерняет Тахера Пашу, показывая его и как жертву собственной подлости и ошибок, все-таки склонного к внутренним трансформациям и вящему раскаянию. Конфликт между Ахмедом и Пашой в фильме воспринимается и как битва нового времени со старым, и как извечный конфликт отцов и детей, в котором, впрочем, по Насеру, отцы оказываются глубоко неправыми.
Линия же любовных взаимоотношений между Ахмедом и Амаль(в ее роли один из главных секс-символов египетского кино, актриса, продюсер и сценарист Фатен Хамама) в «Борьбе за долину» служит лишь в качестве своеобразного обрамления и для сглаживания нарастающего остросюжетного повествования. Юсеф Шахин в меру чувственно, в меру романтично показывает Ахмеда с иной стороны характера, как человека очень мягкого и нежного, а в самой же любовной линии ощутимо влияние шекспировских страстей двух всем известных веронских голубков, ведь Амаль является дочерью главного врага нашего младогвардейца. В исполнении Фатен Хамамы Амаль предстает перед зрителем натурой самоотверженной и жертвенной, способной сгореть как бабочка в горниле спасительной любви. Впрочем, такое нарочитое сходство с «Ромео и Джульеттой» нисколько не удивляет, учитывая актуальную тенденцию тогдашнего египетского кино к собственному переложению всемирной литературной классики.
«Борьба в долине» — самый заметный и наиболее признанный фильм классика египетского кино Юсефа Шахина. Цельная и насыщенная приключенческая драма с легким привкусом идеологии. Кино, ставшее ярким документом времени, возможно, на данном этапе времени чуть утратившее свою актуальность, но не выглядящее сомнительным конформистским творением. Фильм и поныне способный заинтересовать поклонников кинораритетов и ближневосточного кинематографа.
Эта история началась в далекие уже 50-е годы ХХ века в Египте. Блестяще окончивший сельскохозяйственный институт, Ахмад возвратился в родные пенаты, в свою родную деревню, чтобы помочь нищему крестьянскому люду с выращиванием нового урожая. Но на пути благих намерений Ахмада встает имеющий старофеодальные наклонности Тахер Паша со своим племянником и сообщником в грязных делах Рияд-беем. Начинается неистовая и жестокая борьба за плодородные территории долины феллахов, борьба не на жизнь, а на смерть, а на ее фоне разворачивается история любви А