Много ли можно встретить фильмов англо-американского производства, в которых главными героями будут нацисты, причём, в каком-то смысле, положительные? На ум приходит, разве что, «Железный крест» американского производства.
Но дело не в этом. Дело — в смысле фильма. В том, что война — дело, человеческой натуре глубоко противное, особенно, если ты представляешь сторону, эту войну начавшую, и начавшую её вовсе не ради освобождения твоей земли от захватчиков, не ради чего-то действительно хорошего, а в целях завоевательных. И в конце таких войн, как правило, в многочисленных мемуарах простых солдат на той войне можно прочесть очень о многом: об оставленных далеко позади домах, семьях, о нелёгкой жизни в окопе на чужой стороне. Но самое страшное — не это. Самое страшное — «личный счёт» убитых собственной рукой на этой войне. Причём, в таких делах этими убитыми нередко становятся не только враги, способные, в свою очередь, убить тебя, но и те, кто сопротивления оказать был попросту не в состоянии. Например, дезертиры или гражданские. И тут к месту слова Томаса Беккета из фильма «Снайпер» (1992): «Ты их запихни поглубже в память, лица эти, и всё уладится.» Но, как многие помнят, второй номер Миллер задал вполне резонный вопрос: «А ты представляешь, какое дерьмо может, однажды, всплыть?» И вот в этом фильме оно, как раз, и «всплывает», причём, конкретно. Настолько, что внутри огромной войны вспыхнула другая, поменьше и пострашнее.
По сути, вся причина ужаса, поджидающего немцев в глубине старых шахт, на месте которых когда-то произошло ужасное побоище, раскрыта устами главных же героев, и не особенно-то она и скрывается, ибо всё понятно с самого начала: там нет никаких призраков, зомби-нацистов или ещё каких-то паранормальных врагов, есть только мощный галлюциноген, вызывающий визуальный откат в памяти, выводящий наяву все кошмары и страхи человека, заставляя его столкнуться с ними лицом к лицу. Прибавьте к этому вызывающие вечную клаустрофобию узкие линейные тоннели с то и дело сбивающимся освещением, нехватку патронов и общую психологическую и физическую измотанность бойцов, загнанных в угол противником, в угол, который не пробить внешне, но в котором невозможно находиться внутри. А ведь кошмары у каждого человека — сугубо личные, а оттого — разные, причём, настолько, что заставляют бывших однополчан действовать сугубо друг во вред другу. И тем страшнее эта ситуация выглядит, чем прозаичнее её первопричина, уже описанная выше.
Фильм — блестящий. Боевых действий вы там не увидите, пара-тройка коротких схваток, две из которых — просто пальба в никуда. И, тем не менее, фильм изрядно завораживает. Есть мнение, что фильм «На страже смерти» (2002) «вдохновлялся» именно этой лентой, хотя и временной промежуток — другой.
Много раз пересматривал с большим удовольствием. И ещё не раз, чувствую, пересмотрю.
10 из 10
Много ли можно встретить фильмов англо-американского производства, в которых главными героями будут нацисты, причём, в каком-то смысле, положительные? На ум приходит, разве что, «Железный крест» американского производства. Но дело не в этом. Дело — в смысле фильма. В том, что война — дело, человеческой натуре глубоко противное, особенно, если ты представляешь сторону, эту войну начавшую, и начавшую её вовсе не ради освобождения твоей земли от захватчиков, не ради чего-то действительно хорошего, а в целях завоевательных. И в конце таких войн,