Вот кто бы знал, что моя тяга к неожиданным кинооткрытиям заведёт меня на югославскую территорию. Кроме того, что и там тоже прочно обосновался Кустурица, и сказать то мне нечего. Столько качественного кино уже создано и продолжает создаваться, что нескольких жизней не хватит объять всё значимое и интересное. Что повлияло на мой выбор Urnebesna tragedija? Конечно же, Борис Бритва. Если бы не его фамилия в списке актёров, я вряд ли бы уделил положенное внимание этой, незаслуженно забытой, ленте Горана Марковича.
И вот очень зря. Фантасмагоричная трагикомедия, в лучших традициях Данелии и Рязанова, в декорациях разрушенной жизни конца прошлого тысячелетия. И всё это с таким чувством, что невольно становилось не по себе от слишком натурального сюжета. Пускай я лишь попался в грамотно расставленные сети, но не может быть так горько от, всего лишь, вымысла. Эта абсурдная реальность, абсурдна ровно до тех пор, пока не осознаешь однажды своё место в ней. А места будет предостаточно.
Сюжет, вполне себе, не тривиален. Врач, закрыв больницу, движет свой крестный ход сумасшедших через весь город к парламенту. Ему не чем их лечить и даже кормить. Его руки, прежде чем опуститься в последний раз, ещё способны на один могучий рывок. То, что он будет бесполезным известно с самого начала и даже ему самому, но тот случай, когда последний сигнал бедствия подаётся уже не для спасения, а из отчаяния. Отчаяние. Как мало внешнего и до ужаса много его внутреннего. Такая дикая безысходность и если бы всё это частично и не очень, не проходило перед нашими глазами, то было бы больше смешно. А так всего лишь горько.
Этой горькости хватило бы на все фильмы Кустурицы, но он предпочитает танцы на костях поминальным службам. А каков врач, оплот адекватности и честности рушится на глазах, но он не опуская головы, проходит сквозь дерьмо. Прекрасно переданные характеры не оставляют причин обвинять актёров и режиссёра в чём-либо, кроме настоящего профессионализма.
И куда бы ни привели злоключения сумасшедший оркестр — везде им один ответ: «Вы психи и нет вам сочувствия». А его им и не нужно, привыкли уже как-то жить без него. Но вот хоть минутку бы радости, как тогда. Пусть и сейчас абсурд не позволяет выглядеть своим в этой чужой стране. Лишним себя почувствовали? Добро пожаловать в клуб. Здесь все завядшие цветы жизни, завянете и вы. Но как увядать, вот в чём настоящий вопрос.
Вся эта показная невозмутимость насквозь разрушается простым человеческим отношением. Бесплатное благородство теперь лишь удел сумасшедших, остальным же присуще их нелестно подбадривать. Сложившиеся стереотипы плод многотысячелетнего гнёта над добрым и настоящим. Загнать себя в рамки и посмотреть изнутри, без права выхода, что из этого выйдет. И так мучительно больно за всю эту глупость и несправедливость. Даже не из-за неё самой, ведь она насквозь искусственная, больно за невозможность. А она всегда остаётся уделом проклятых умом.
Вот кто бы знал, что моя тяга к неожиданным кинооткрытиям заведёт меня на югославскую территорию. Кроме того, что и там тоже прочно обосновался Кустурица, и сказать то мне нечего. Столько качественного кино уже создано и продолжает создаваться, что нескольких жизней не хватит объять всё значимое и интересное. Что повлияло на мой выбор Urnebesna tragedija? Конечно же, Борис Бритва. Если бы не его фамилия в списке актёров, я вряд ли бы уделил положенное внимание этой, незаслуженно забытой, ленте Горана Марковича. И вот очень зря. Фантасмагори