T - 3000919 kpShared publicly - 2014-06-21T17:21:00Z
Благодаря высоким технологиям и, в частности, «motion capture/захват движения», иногда происходит революция. Этот документальный фильм рассказывает об одной из таких революций, и называется, если буквально, «Захватывая Аватара».
Вот способ еще глубже погрузиться в фантастический мир Пандоры, ибо здесь дается пропуск в увлекательный, невероятно трудный и беспрецедентный процесс создания одного из самых замечательных произведений в кинофантастике. Как это задумалось, почему так долго делалось, как делалось? Всегда интересно узнать о создании чего-то непростого, комплексного, и столь значимого. Режиссер-легенда Джеймс Кэмерон, попадая на экран с комментариями, оказывается очень простым и открытым человеком, с детства любившим дикую природу и научную фантастику. Его увлеченность и талант сделали вроде знакомую историю из разряда «человек и природа» столь необыкновенной и ценной благодаря как волшебному духовному наполнению, так и, разумеется, невиданным ранее достижениям в области визуальных технологий. Джеймс вложил в «Аватара» всю свою подлинную любовь к раскрытой теме — это позволили ум и честность, а его непререкаемый авторитет в кино, справедливо заслуженный «Терминатором», «Бездной» и «Титаником», дал ему право и возможность распоряжаться громадными ресурсами. Таким образом, сошлись воедино два компонента, которые в реальной жизни почти никогда не сосуществуют — желание и возможность. И вот рассказ о том, как создавался «Аватар», как вершилась история, как осуществилось невозможное.
Сюжет ведет по процессу работы в хронологической последовательности с датами. Следить за созданием фильма можно на разных этапах, сменявших друг друга по мере продвижения Кэмерона и его команды к цели. Очень четко просматривается градация, нарастание уверенности в способности вообще делать это кино. Начинается все(исключая вводные слова) с тех времен, когда при виде сценария люди говорили, что это невозможно, автор рехнулся. Тогда режиссер, который всю свою сознательную жизнь впитывал понимание отношений разрастающейся в с своих технологических масштабах цивилизации и все чахнущей под этим людским давлением природы, делал наброски для «Аватара». Здесь даже показали самый первый скетч с лицом одного из На’ви — нарисовано Кэмероном. Есть маленькие отсылки к былым проектам, что позволяет еще точней ощутить связь «Аватара» не только с кино и фантастикой вообще, но и лично с творчеством Кэмерона. Любопытно увидеть наброски разных вымышленных животных, из обилия которых режиссер выбирал подходящие. Тут очень ясно становится, насколько кропотливый это труд — избирать все верное, и исключать все то, что не годится хоть из-за одного неподходящего сухожилия.
Вообще, вся проделанная работа неизмерима, а в фильме можно видеть лишь ее результат, не имея никакого представления о трудоемкости. Здесь же все это и разъясняется. В фильме все выглядит законченно и идеально, а на стадии создания, не говоря уж о стадии разработки, нужно было решить, что войдет, а что не подойдет, глядя на черновики. Тогда ни у кого не были инструкции или учебника на тему «как делать кино типа Аватара», и режиссер был в неизведанных водах, куда не забирался даже в «Бездне». Ну и пока речь идет о подготовке к полноценным съемкам, нам рассказывают именно о теоретических основах. Это стоит отметить, потому что скоро придет пора работы с технологическими вопросами. И тут никаких проблем с ясностью нет — повесть о вещах, понятных лишь специалистам, ведется на доступном языке. Даже зритель, которому нет дела до секретов CGI и 3D, без труда поймет, как именно создавали эту фантастику. Все обрисовано ясно, плотно и увлекательно. Разумеется, под понятием «рассказ» тут надо видеть на «говорение о съемках», а закадровые комментарии, сопровождающие запечатленные на видео эпизоды из подлинных съемок в самом процессе, а не после. Отснятый тогда материал дает эксклюзивный пропуск на съемочную площадку картины. И тут наглядно видно, как из актеров делали синих гуманоидов. Хотя 60 % всего фильма — спецэффекты, это не умаляет работу живых людей. Сигурни Уивер вообще нашла такие методы даже более плодотворными — можно играть кого угодно и в любом возрасте, что расширяет актерский потенциал. И хотя при просмотре фильма мы видим то, чего нет, и не было, все это спроецировано с живого мира. Все сцены с главными героями На’ви разыграны по-настоящему, а уже потом над ними колдовали для конечного вида. От этого иногда чуть не задыхалась система, еще не готовая к подобным испытаниям. Но доминирует жизнь и люди, которые управляют компьютерами.
Мишель Родригез специально для фильма научилась летать на вертолете — просто потому что если ты знаешь, как это делать, то ты выглядишь знающим человеком, а не артистом. То же касается Сэма Уортингтона, учившегося правильно вести себя с оружием в руках. Пик же подлинного труда для актеров, пожалуй, поездка в джунгли, чтобы там разыграть все нужные сцены и просто пожить в дикой природе, ощутить ее, запомнить, и принести с собой в студию нажитые привычки, чтобы все было неподкупно и точно в анимационном воплощении. Не говоря уж о движениях и повадках гуманоидов. Опять же, в результате все это выглядит, как это и должно быть, поэтому при просмотре фильма просто некогда думать о подобных тонкостях. Какой фокус отличает стрельбу из лука у На’ви от человеческого способа? Почему это уникально? Это и многое другое станет ясно.
По мере того, как эта экскурсия по созданию «Аватара» продвигается все дальше и дальше, то проникаешься все большим уважением к создателям. На этом пути было столько трудностей, что описать все словами невозможно, и можно было несколько раз остановиться, испугаться будущей работы, бросить все. Но Джеймс Кэмерон так ни за что бы не сделал. Интересны и эпизоды уже после выпуска фильма, когда речь заходит об откликах, о том, какие чувства картина пробудила в людях, какое влияние оказал на понимание актуализированных вопросов. И очень важно, что здесь нет эффекта «секрет раскрыт и теперь сам фильм смотреть неинтересно». Потому что «Аватар» — явление безмерно честное и эмоциональное, потому что его создатели творили чудеса по желанию и стремлению, а не ради студий, продюсеров и зеленых бумажек. И шанс понять, как сотворили этот шедевр, будто делает зрителя членом этой гигантской семьи, работавшей над невиданным ранее фильмом с полной отдачей. Что может быть лучше, чем лицезреть эпохальное кино вроде «Аватара»? Это может быть только еще одно эпохальное кино. А что даст просмотр документального фильма о съемках столь мощного проекта? А дает это еще большую любовь к «Аватару» — за его комплексность, за его актуальность, за трудности в его создании. Потому что шедевры рождаются в муках.
9 из 10
Благодаря высоким технологиям и, в частности, «motion capture/захват движения», иногда происходит революция. Этот документальный фильм рассказывает об одной из таких революций, и называется, если буквально, «Захватывая Аватара». Вот способ еще глубже погрузиться в фантастический мир Пандоры, ибо здесь дается пропуск в увлекательный, невероятно трудный и беспрецедентный процесс создания одного из самых замечательных произведений в кинофантастике. Как это задумалось, почему так долго делалось, как делалось? Всегда интересно узнать о