… или 12 лет чебурашки
Нет, здесь не будет приевшегося пересказа сюжета и рассуждений о значении произведения для мировой (или советской) анимации. Не будет слюнявой ностальгии: о, я смотрела этот мульт в детстве, и до сих пор цепляет! Не будет и сентиментальных заверений о том, что глубоко в душе мы все остаемся детьми. Не будет даже остроумных параллелей с творчеством Паланика или разбора происходящего в кадре а-ля семейный психоаналитик. Мы поговорим о серьезных, глубинных вещах. О национальной идее, предельных формах воображения, а также прикладной семасиологии.
В 90-ые годы Эдуард Успенский стал одним из первых (если не первым), кто в судебном порядке боролся за авторские права на свою интеллектуальную собственность советского периода. Хитрая система государственного финансирования позже обернулась большой проблемой с копирайтом: так как все оплачивалось из бюджета, то и права считались чуть ли не в народной собственности. В 00-ые Успенский стал одним из немногих (если не единственным), кто получил для своего творчества мощную иностранную поддержку. В Японии решили снять собственное, ниппонское, продолжение «Приключений Крокодила Гены». Разумеется, в дикий восторг отаку привело не зеленокожее пресмыкающееся, а шерстяной коричневый зверек с большими ушами. Поразительно, но придуманный полвека назад Чебурашка до сих пор является абсолютным медийным лидером среди всех русских (советских) персонажей. Отчего? Все просто: г-н Успенский в приступе воистину вселенского вдохновения создал… первое в новом времени русское нечто.
Когда советские авторы пытались создать нечто, у них получалась калька. Когда сегодняшние авторы пытаются создать нечто, у них получают смешарики, и видит бог, уж лучше бы у них получалась калька. Да что там говорить, даже в совершенно низком жанре телевидения у нас есть только два по-настоящему успешных отечественных проекта: это «КВН» и «Что? Где? Когда?». Все остальное за нас придумал Чак Бэррис в далеких 60-ых — получите, распишитесь и адаптируйте. Чебурашка же намного выше отдельного формата, он не только символ, но и квинтэссенция всего самостного русского движения за грань. То есть бесконтрольный полет фантазии в парадигме русского сознания обязательно приведет нас к образу Чебурашки в случае, если будет проходить по идеальной траектории. Лопоухое, неведомое, непонятно откуда взявшееся; с одной стороны — дружелюбное, с другой — своим внешним видом вызывающее известные опасения, наше.
Несколько лет назад сенатор Совета Федерации Максим Кавджарадзе предложил создать в России собственный интернет, закрытый для стран Евросоюза и США. С тех пор эта идея всплывает то тут, то там, и на сегодняшний день ориентировочная дата запуска 2020-ый год. Многие приняли за шутку не столько саму идею (частичная реализация такого проекта более чем возможна), сколько название, которое сенатор дал новой Сети. Он предложил назвать ее… Чебурашка. К сожалению, поднявшие на смех г-на Кавджарадзе комментаторы не смогли понять двух принципиальных вещей. Во-первых, если хочешь создать что-то обособленное от Запада и по-настоящему наше, то в символьном плане — это Чебурашка и есть. Говоря проще, впервые в рамках законотворческой инициативы название чего-либо так точно совпало с сутью называемого предмета. А во-вторых (и вероятно, сенатор от Липецкой области дошел до этого интуитивно) здесь вступает в действие фонетически-смысловое противоречие. Само созвучие слова «чебурашка» чрезвычайно располагающее. То есть плохую вещь Чебурашкой не назовут. Для нашего сознания он навсегда останется чем-то милым, наивным и невинным. И здесь случайное открытие г-на Кавджарадзе может иметь обширное прикладное применение.
Например. Недавний ребрендинг милиции можно признать неудачным. Они поменяли название, они поменяли форму, что не так? «Они не поменяли содержание! — ответят мне узколобые комментаторы. — Без изменения сути все остальное бесполезно». Да черта с два! Язык — великая сила. Вот переименовали бы ментов в чебурашку. Шерстяная коричневая форма и погоны, стилизованные под огромные круглые уши, лепота! Но главное — успокаивающее звучание. Как раньше было? Вам — Откройте, милиция! Вы — Караул! Мусора по беспределу двери выносят, я адвокату звоню, на радио и в региональные редакции, притесняют, дескать, сволочи, мою свободу, так что лучше вам убраться по добру! Но сможем ли мы с той же враждебностью отнестись к фразе «Откройте, пожалуйста, к вам чебурашка»? Да хоть бы они и дверь ломали, что тут скажешь? Помогите, ко мне в квартиру ломится… Чебурашка? Ну-ну… Или принятая формула «за вами уже выехали». Страшно? Страшно! 37-ой вернулся! Бдительные люди в кожаных плащах ждут, когда ты выйдешь в гастроном. Сравним: «Мы выслали за вами наряд чебурашки». Ну выслали и выслали, напою их чаем. Или как прекрасно бы звучало на улице: «Добрый день, разрешите представиться, старший лейтенант Чебурашки такой-то». Как бы подразумевается, что Чебурашка — это вполне реальная персона, в подчинение у которой находится улыбчивый лейтенант. Можно даже ввести особое звание: вместо генерала-майора, например, генерал-чебурашка.
Но основной потенциал, конечно, безвозвратно упущен. К сожалению, Успенский опоздал. Вся наша история могла сложиться иначе. Трудись Эдуард Николаевич хотя бы в 20-ые годы прошлого века, вместо устрашающих слух ГУЛАГов на карте нашей Родины появились бы умиротворяющие Чебурашки. И хорош бы был тов. Солженицын, рассказывающий в прозе о зверствах, которые пережил… в Чебурашке. (Шиш тебе, а не нобелевка, шиш!) Хороши бы были наши диссиденты, вторящие ему. Да кто б им поверил? Да их бы на смех! Поголовно! Позор на весь мир! Да и приговоры в то суровое время звучали бы помягче. Подсудимый приговаривается к 7 годам строгого режима чебурашки. Внушает? Ничуть! Даже сейчас мы спокойно относимся к надписям вида «Чебурашка плюшевый со звуком мульти-пульти, детям — от 3 лет». Ведь это ничего, что верхний порог не обозначен, главное — что нижний не столь велик. В общем, как по мне, общество уже вполне готово, и если как можно быстрее принять на вооружение развитую мной идею г-на Кавджарадзе, то, думаю, в самом ближайшем будущем нас всех ждут как минимум 12 лет чебурашки. А то и больше!
… или 12 лет чебурашки Нет, здесь не будет приевшегося пересказа сюжета и рассуждений о значении произведения для мировой (или советской) анимации. Не будет слюнявой ностальгии: о, я смотрела этот мульт в детстве, и до сих пор цепляет! Не будет и сентиментальных заверений о том, что глубоко в душе мы все остаемся детьми. Не будет даже остроумных параллелей с творчеством Паланика или разбора происходящего в кадре а-ля семейный психоаналитик. Мы поговорим о серьезных, глубинных вещах. О национальной идее, предельных формах воображения, а также