«- Когда человек прав, с ним нечего не случится.» (с)
Прекрасно помню рекламную компанию этого боевика вышедшего на экраны в 2000 — ом году. Основной упор тогда делался на то, что одну из главных в нём исполнил «народный» артист Николай Расторгуев — лидер любимой многими группы «Любэ». Помнится ролик фильма изобиловал драками, перестрелками и взрывами, а синопсис подчерпнутый в журналах и газетах обещал крепкую историю замешанную, как обычно для кино тех лет на криминале и поисках большой суммы денег. Тогда я не смог посмотреть этот фильм, но запомнил его обрывочно по фрагментам которые видел в последствии, когда была его премьера по телевизору. В последствии про «Чек» я не вспоминал, а потому ознакомиться с картиной как следует желания не возникало. Наконец то посмотрев фильм, я испытал разные эмоции. Во-первых — чувство светлой ностальгии по детству (а в «миллениум» мне было 10 лет, как одному из героев фильма), а во-вторых освежил в памяти многие фрагменты этой картины, наконец то сложив цельное впечатление о фильме. Начать думаю стоит с того, что «Чек» снят в конце 90-ых, а это особое (думаю не нуждающееся в дополнительных комментариях), колоритное время. Поэтому ругать ленту за обилие штампов той эпохи (бандиты на иномарках, криминальные разборки, коррупция власти и нищета простого народа) сегодня моветон. Другое дело само воплощение того, в общем то неплохого сценария, что выдал дуэт Борис Гиллер и Александр Бородянский. Даже по меркам того времени фильм не слишком дешёвый: имеются пиротехнические эффекты, довольно много экшена (иногда даже с избытком для такой «локальной» истории), различные локации съёмок (от столицы с её элитными клубами, банками и квартирами в высотках, до сельского подмосковья и провинции), а также множество крушащихся в хлам автомобилей, в том числе дорогих иномарок. Учитывая то, что в фильме не заняты знаменитые исполнители, резонно предположить, что все бюджетные средства были потрачены непосредственно на создание картины, а не на гонорары звёзд. В 2000-ом Николай Фоменко и Алексей Макаров не были дорогими артистами, а кроме этих двух (не считая дебютировавшего на экране лидера «Любэ») и Юлии Рутберг в касте картины нет именитых исполнителей. Некоторые из мелькавших на подхвате «эпизодников» стали знаменитыми годы спустя, но тогда 15 лет назад их не знали даже в лицо.
Для конца 90-ых качество фильма держится на приемлемом уровне (примерно так же снят легендарный боевик с Александром Иншаковым «Крестоносец»). Но для наших дней, когда в чисто визуальном плане наше кино уже догнало Голливуд — «Чек» представляется этаким трешем — пламенным приветом из лихого десятилетия. Уж больно низкого, почти телевизионного качества плёнка на которую снималось кино (местами вообще кажется, что ты смотришь не полнометражное кино а какой то криминальный сериал вроде «Бандитского Петербурга»), а экшен — эффекты вообще лишены какого то ни было лоска. Слишком всё примитивно и убого. Именно из — за этого многие драматические моменты сюжета воспринимаются в некоем подобие сатирического повествования. Вероятно поэтому, многие посмотревшие фильм отмечали около комедийную составляющую фильма. Мол, это не типичное кино про бандитов, а этакий стёб над остросюжетным жанром, не серьёзный боевик а почти что фильм — пародия. Лично я не согласен с этим, всё таки сценарий Бородянского и Гиллера не был пародийным. В нём рассказывалась вполне реалистичная история, только авторы уж больно сильно хотели копировать западное кино подобного жанра, забыв про пресловутый «особый», русский путь. Ведь в отличии от Америки, у нас всегда снимали кино так, как это могло бы быть, случись описанное в сюжете на самом деле. А в сценарные загогулины «Чека» сложно поверить. Поэтому фильм производит двоякое впечатление: с одной стороны это хороший развлекательный проект, а с другой плохо сбалансированный представитель остросюжетного жанра. К тому же снятый технически слабо, в веду чего не сумевший реализовать свой потенциал по максимуму. Будь подобный сценарий экранизирован в Штатах, то фильм смотрелся бы круче в разы. Вполне возможно авторам следовало подождать лет этак пять, и запуститься со своим проектом уже в середине нулевых, фактически уже в другой эпохе, где фильм мог бы быть снят на значительно более высоком техническом уровне.
Сюжет повествует о том, как криминальная группировка, во главе которой стоит очень авторитетная дама Марина, ищет чек на солидную сумму — 5 миллионов $. Эти деньги были украдены у государственных силовых структур, которые закупали на них нелегальным путём заграницей современное вооружение для борьбы с терроризмом. Силовые структуры решили выяснить, кто захотел прикарманить эти деньги, а потому внедрили в соответствующие структуры своего коллегу — крутого оперативника Геннадия. А у этого самого Гены (или Крокодила, как его называли товарищи) в этом деле был свой резон — его племяннику нужны 100 тысяч $ на сложную операцию в Америке, иначе мальчик умрёт. Начальство обещало дать необходимую сумму на лечение, если Крокодил найдёт пропавший чек на 5 миллионов. Вскоре его убивают, и начинается охота на его родственников — племянников Илью и Акежана (или как все его называют — Алёшу) — которому как раз таки и необходима операция заграницей. Сводные братья пускаются в бега, а по их следу идут как менты, так и мафия. Во время странствий к ним примыкает бойкая девчушка Соня, которую ребята встретили в детдоме, где их пытались спрятать. Вскоре на мальчишек выходит напарник Гены — капитан милиции, который передаёт им половину этого чека, и героям нечего не остаётся как вместе со всеми начать искать вторую его половину…
Из Алексея Макарова вышел скопированный с персонажей американских боевиков герой. Немногословный, искренней и умеющий постоять за себя и друзей парень, который дерётся что твой Жан-Клод Ван Дамм, гнёт об шею стальные прутья и постоянно лузгает семечки. А вот образ отважного мента доставшийся Николая Фоменко вызывает недоумение, ибо смотря как невысокий и полноватый артист прыгает, бегает, швыряет гранаты и стреляет по-македонски, трудно сдержать улыбку. Ко всему прочему, в диалогах героев зачастую изобилует ненормативная лексика (вероятно поэтому фильм сегодня не крутят по ТВ), хотя некоторые из них порой очень остроумны. В сюжете имеются как яркие персонажи, обилие экшена, так и комедийные эпизоды. Смотрится картина на одном дыхании, правда её саундтрек не всегда подходит визуальному ряду. Хит группы «Queen» «I Want To Break Free» — исключение.
«- Когда человек прав, с ним нечего не случится.» (с) Прекрасно помню рекламную компанию этого боевика вышедшего на экраны в 2000 — ом году. Основной упор тогда делался на то, что одну из главных в нём исполнил «народный» артист Николай Расторгуев — лидер любимой многими группы «Любэ». Помнится ролик фильма изобиловал драками, перестрелками и взрывами, а синопсис подчерпнутый в журналах и газетах обещал крепкую историю замешанную, как обычно для кино тех лет на криминале и поисках большой суммы денег. Тогда я не смог посмотреть этот фильм,