Спустя 30 лет нашел и пересмотрел вновь… Что интересно, помнил и название фильма, и песню о миме, и о главном герое конферансье Мише, и что ситуация была какая-то совсем уж печальная под конец… А вот подробности из памяти вылетели совершенно. Пересмотрел, и словно глоток чистого воздуха получил… И опять удивление не оставляло — какой же был потенциал у того исчезнувшего кинематографа, что даже в небольшой и малобюджетный фильм (даже не претендующий на показ в прайм-тайме) были привлечены такие мэтры, как Евгений Лебедев (дирижер Виктор Макарович), Сергей Проханов (папа Миши), Лариса Удовиченко (мама Миши), Алиса Фрейндлих (Маргарита Васильевна). И они отыграли- достойно, красиво, ярко. Да и исполнитель главной роли Виталик Боголюбов (Миша Кутусов), несомненно, талантливый и незаурядный паренек, жаль только, что это была его первая и единственная роль.
Фильм снят по повести А. Алексина» Позавчера и послезавтра». Это была не единственная экранизация его произведений- достаточно вспомнить и «Третий в пятом ряду, и «Расписание на завтра». В повестях Алексина юные герои впервые сталкиваются со «взрослыми», нередко драматическими проблемами. Как сделать правильный выбор? Как научиться понимать людей и самого себя? Как войти в мир зрелым, сильным и достойным человеком? Сюжетная канва «Чехарды» — это не только дружба Миши с преданным своему делу учителем пения, но и попытка Мишей спасти его от забвения и ненужности. Ради этого Миша вступает в конфликт с начальником дома культуры «Дирдомом», бюрократом и конъюнктурщиком.
Что интересно, формально к «Дирдому» не придерешься — всего-то и освобождает от занимаемой должности старого, заслуженного работника по состоянию здоровья. Миша не собирается сдаваться- он добивается, чтоб для Виктора Макаровича выделили «штатную единицу». Казалось бы, задействовав высокое начальство в лице Гурьянова, Виктора Макаровича вот-вот назначат художественным руководителем нового ансамбля, но все оказывается напрасно…«Дирдом» не просто выдает инициативу сверху за свою собственную, но и для закрепления собственного протеже задействует грозное на тот момент оружие- газету. В советские годы пресса была подчас чуть ли не последней инстанцией. Ей верили, путем обращения к ней пытались найти справедливость. И, узнав о вышедшем в тираж объявлении о назначении певца Наливина худруком, пасует сам высокий начальник Гурьянов.
По сравнению с сегодняшними реалиями подстава «Дирдома»- вообще, на первый взгляд, безобидна. Оперный певец Наливин получил свое новое назначение ни по звонку сверху, ни путем дачи взятки. И даже без кляуз и интриг — для «Дирдома» он просто «заслуженно заслуженный», молодой, перспективный. В отличие от «пройденного этапа» Виктора Макаровича.
А сам Виктор Макарович, прежде всего, порядочный человек, и его порядочность — это не «мягкотелость интеллигента». Достаточно вспомнить проявленное им недовольство, когда Миша со товарищи срывал концерт, пусть это даже и выглядело — «во благо»…«Я разве вас этому учил?» — спрашивает Виктор Макарович у Миши, и становится ясно, что подобный казус — удар, прежде всего, по его собственной репутации. Руководитель хора — человек еще старой формации, когда собственные честь и достоинство ценились куда больше других качеств, и поступиться этими принципами для него было неприемлемо, достаточно вспомнить его фразу «Есть средства, которые могут убить благородную цель». Раз уж планка высока изначально, то и опускать ее ради себя самого — невозможно. «Победа за чужой счет — это почти поражение» — вот его последние слова. Вот и все… Маленькая драма закончена; исчерпан небольшой конфликт, о котором вряд ли кто-то будет будет долго помнить. Но Миша будет его помнить всю оставшуюся жизнь. Не быть равнодушным. Никогда. Нигде. С этим принципом он готов идти и дальше по жизни. Свой первый экзамен он уже выдержал.
10 из 10.
Спустя 30 лет нашел и пересмотрел вновь… Что интересно, помнил и название фильма, и песню о миме, и о главном герое конферансье Мише, и что ситуация была какая-то совсем уж печальная под конец… А вот подробности из памяти вылетели совершенно. Пересмотрел, и словно глоток чистого воздуха получил… И опять удивление не оставляло — какой же был потенциал у того исчезнувшего кинематографа, что даже в небольшой и малобюджетный фильм (даже не претендующий на показ в прайм-тайме) были привлечены такие мэтры, как Евгений Лебедев (дирижер Виктор Макарови