« — Если вы глядя на меня — видите лишь моё лицо — то вы не видите меня, и вам не дано меня понять…» (с)
Решил написать рецензию на самый первый режиссёрский фильм Мэла Гибсона, в то время, пока в кинотеатрах идёт его новая картина — военная драма основанная на реальных событиях Второй Мировой. Желаю новому фильму Гибсона всяческого успеха и всех благ, однако не могу не признать, что в прежние времена, снимая преимущественно камерную историю, Гибсон был в разы трогательнее и сентиментальнее. Возможно это связанно с драматургией материала, ведь свой режиссёрский дебют Гибсон снимал по мотивам ранее вышедшего романа, а последнюю на данный момент вещь — основываясь на реальных событиях военных лет. Хотя экранная история рядового Досса не трогает столь же сильно, как сюжет про дружбу подростка и покалеченного учителя, который лежит в сердце фильма «Человек Без Лица». Не хочу нудеть, что раньше трава была зеленее, девушки красивее а режиссёры снимали куда пронзительнее. Но тем не менее это так. Скажите, разве современные блокбастеры сравняться с прежними голливудскими хитами? А нынешние фильмы Спилберга и Земекиса превзойдут их же творения двадцатилетней давности? То — то же и оно. Старые фильмы о человеческих взаимоотношениях, получались не в пример увлекательней, чем их современные аналоги. Например, смотря данный фильм — сам несколько раз чуть было не пустил слезу, а на финальной речи героя Гибсона не смог таки сдержать нахлынувших чувств!
Лена рассказывает историю странной дружбы, которая вдруг возникла между 12 -ти летним подростком Чаком — который намерен поступить в престижную военную академию, и мистером Маклаудом — бывшим школьным преподавателем, который после автомобильной аварии живёт уединённо на окраине городка, предпочитая ездить в местный продуктовый магазинчик только после захода солнца. Причина тому — его обезображенное лицо, точнее половина лица. Не случайно в самом начале картины, Чак читает комикс — журнал о Бэтмане, в котором фигурирует Двуликий. После судьба сводит его с Маклаудом, который проезжает мимо них на машине. Увидев уродливого мистера, о котором в их городке полно самых невероятных слухов, мальчишка спешит рассказать об этом своим друзьям. Вместе с ними он приплывает на катере в скалистую бухту, близ загородного имения Маклауда. Но завидев злую псину хозяина и приближение его самого, пацаны удирают оставив на камнях учебник Чака — по которому он готовился к вступительным экзаменам лётной академии. Поскольку трусливые приятели не пожелали вернуться за книгой, юный герой решается сам приехать в бухту Маклауда на велосипеде. Но попав под проливной дождь, он обнаруживает, что его книга пропала — бьющие о камни волны её намочили и разорвали, оставив на берегу одни лишь страницы. Промокшего и отчаявшегося мальчишку окликает хозяин имения. Мистер Маклауд приводит продрогшего паренька в свой дом, поит чаем и даёт тёплый плед. Так завязывается их знакомство, в ходе которого Чак узнаёт, что в прошлом мужчина с обезображенным лицом был учителем. Мальчишка просит Маклауда помочь ему — натаскать его по латыни к предстоящим экзаменам. Нехотя, но всё же Маклауд соглашается, ставя начинающему ученику ряд заданий. Сперва он отправляет его на задний двор рыть кубические и треугольные ямы, а затем просит написать эссе. После они начинают читать классические стихи и пьесы, разыгрывая на двоих мини — постановки по произведениям Шекспира. Вскоре мистер Маклауд и Чак подружились, и подросток делится со своим взрослым другом личными переживаниями, в свою очередь спрашивая о прошлом учителя. Но их дружбу всеми силами стремится разрушить глупая мать Чака — мисс Норстадт, а вместе с ней и соседи. Которые считают, что живущий на отшибе урод — в прошлом которого не чисто, желает совратить мальчика. Таких же мнений придерживается и шериф их городка, который начинает делать мистеру Маклауду навязчивые визиты…
Сценарий картины полон разных бытовых событий, в нём имеется как драма, так и комедия, а так же главная интрига сюжета — это прошлое Джастина Маклауда, который переехал в этот город 6 лет назад, и о котором много разных слухов. Так одни считают, что изувечен герой Мэла Гибсона был на Вьетнамской войне, другие — что во время катастрофы. Кто то уверен, что он сам же её и подстроил, что бы погубить своего попутчика — молодого парня, с котором у него были отношения. Многие считают, что гомосексуального характера. Однако суд обвинил мистера Маклауда только в непредумышленном убийстве, спустя несколько лет выпустив его на свободу. Пользуясь благовидным случаем, местные жители намереваются упрятать Маклауда обратно… Сюжет взят из одноимённого романа писательницы Изабель Холланд, сценарий написан Малкольмом МакРури. За постановку картины взялся сам Мэл Гибсон — решивший «Человеком Без Лица» дебютировать на режиссёрском поприще. Финансировал постановку Брюс Дейви, что позволило Гибсону пригласить опытных и именитых мастеров экрана, умерив их обычные гонорары. Так оператором фильма выступил Дональд Маклпэйн, а музыку для фильма писал композитор Джеймс Хорнер. Среди исполнителей — совсем юный Ник Стал — будущая звезда «Легенд Дикого Запада» и Джон Коннор из третьего «Терминатора». В его исполнении Чак вышел одновременно хулиганистым, любознательным, целеустремлённым и в тоже время вызывающим симпатию героем. Мать и старшую сестру Чака сыграли малоизвестные актрисы: Фэй Мастерсон и Гэбби Хоффман. Роль мистера Макдауда, как уже говорилось — взял на себя сам Мэл Гибсон. Несмотря на прекрасную драматургию сюжета, а так же то, что Гибсон и Стал составили гармоничный дуэт — критики отчего то проглядели появление этого фильма. Ни одной мало — мальски значимой награды или премии фильм так и не получил. Нет даже точных показателей кассовых сборов, известно только, что фильм окупился, собрав в прокате даже больше, чем предсказывали его продюсеры. Вслед за удачным первенцем, Гибсон выпустил потрясающий исторический боевик «Храброе Сердце» — который академики уже оценили по достоинству. Набрала зрительских симпатий и данная лента, которая со временем стала одной из лучших драм о дружбе. Трогательная, сильная и жизнеутверждающая картина Мэла Гибсона, принадлежит к тому ограниченному контингенту фильмов, которые образно выражаясь — помогают жить. Рекомендую к просмотру всем, в особенности разочарованным в окружающей действительности и страдающим от одиночества людям. Уверен, что «Человек Без Лица» поможет вам изменить свою жизнь, внести в неё определённые коррективы. Главное помнить, что даже тогда когда вы — одни и весь мир против вас — жизнь ещё не заканчивается. Следует лишь найти то, ради чего нужно продолжать жить — и тогда ваше существование вновь обретёт смысл…
P.S
Таким «неудачникам» как я — посвящается…
« — Если вы глядя на меня — видите лишь моё лицо — то вы не видите меня, и вам не дано меня понять…» (с) Решил написать рецензию на самый первый режиссёрский фильм Мэла Гибсона, в то время, пока в кинотеатрах идёт его новая картина — военная драма основанная на реальных событиях Второй Мировой. Желаю новому фильму Гибсона всяческого успеха и всех благ, однако не могу не признать, что в прежние времена, снимая преимущественно камерную историю, Гибсон был в разы трогательнее и сентиментальнее. Возможно это связанно с драматургией материала, в