Кафкианский абсурд, интеллектуальные пытки и бездумное созерцание жизни — о чем «Человек из Подольска»?
Сначала зритель попадает на знакомый многим Курский вокзал. Там, минуя привычные москвичам вывески МЦД и Атриума, вместе с Вадиком Королевым зритель проходит рамки метталоискателя и становится свидетелем череды личных трагедий главного героя: его бросает девушка, какая-то цыганка крадет кошелек, а тут еще и товарищи полицейские просят проехать с ними. Зачем? В отделении разберутся.
Фильм снят по пьесе, поэтому действие условного первого акта разворачивается стремительно — зрителя быстро вводят в курс дела, и ему остается только гадать, в какой же омут абсурда затянуло персонажа.
Итак, главный герой в лице Вадика Королева, фронтмена группы OQJAV, оказывается в столичном отделении полиции. Однако, вместо внятного объяснения причины задержания, героя ждут вопросы про год основания Подольска. А вместо угощения резиновыми дубинками — танцы с песнями и абсурдные экзекуции по извлечению воспоминаний.
Постепенно зритель узнает, что героя зовут Николай Фролов, ему почти тридцатник, он работает на ненавистной работе в должности редактора никому не нужной районной газеты, да вдобавок еще живет с мамой в Подольске. Коля закончил истфак просто, «чтобы корочка была», историей он совсем не увлекается. А чем же он вообще интересуется?
Менты продолжают налегать со своими абсурдными вопросами, пытаясь выяснить, что Коля видит по пути от дома до работы, но все тщетно: герой не помнит даже цвет стен в своем подъезде, не говоря уже о виде из окна поезда по дороге до Москвы. Коля, историк по образованию, даже не знает год основания родного города. Может, потому что у него нет интереса к свой жизни и он тупо живет на автомате, а может, просто потому что «все Подольские — тупые».
Вообще-то Коля никогда не хотел становится редактором газеты ЮАО, он называет себя музыкантом. У Коли даже есть своя группа под названием «Liquid Mother» / «Жидкая Мать». Но музыка эта настолько специфична, что, по его словам, здесь в России она никому не нужна. А вот в Европе — другое дело! Там все по-другому. И трава зеленее.
Все это выуживают из Коли полицейские. Люди в погонах давно стали неотъемлемой частью нашей аудиовизуальной культуры. При этом попасть за решетку и стать жертвой полицейского произвола — главный страх россиянина. Но в фильме интеллигентные стражи порядка интересуются искусством и выступают больше в роли психологов, чем злых ментов. Они здесь совсем не отрицательные герои: все потому что задача полицейского — «проводить воспитательную работу с населением». Более того, их абсурдное поведение разбавляет серую действительность Колиного мира.
На ум в первые минуты фильма, конечно же, приходит «Процесс» Кафки. Ситуации и вправду поначалу схожи — герой арестован непонятно за что. Но если Кафка писал о деспотичной роли государства в частной жизни человека и его беспомощности перед напором бюрократической машины, то в фильме, наоборот, герой сам загнал себя в рамки серой обыденности.
Коля винит в своих личных проблемах страну и вместо того, чтобы изменить свое мироощущение, мечтает убежать. Все потому что на свою девушку он смотрит «как на Подольск», а на Викторию Исакову — «как на Амстердам». А в чем, собственно, разница между городами? Вроде оба старинные и одинаково богаты историей. При этом фильм подобными речами не скатывается в патриотические дифирамбы родных краев. Он лишь задает простой метафорический вопрос: чем Подольск хуже Амстердама?
«Человек из Подольска» становится крылатым выражением для обозначения бездушных винтиков системы, которые погрязли в обыденности своего существования и не помнят цвет стен в своем подъезде. А вы, кстати, помните?
Кафкианский абсурд, интеллектуальные пытки и бездумное созерцание жизни — о чем «Человек из Подольска»? Сначала зритель попадает на знакомый многим Курский вокзал. Там, минуя привычные москвичам вывески МЦД и Атриума, вместе с Вадиком Королевым зритель проходит рамки метталоискателя и становится свидетелем череды личных трагедий главного героя: его бросает девушка, какая-то цыганка крадет кошелек, а тут еще и товарищи полицейские просят проехать с ними. Зачем? В отделении разберутся. Фильм снят по пьесе, поэтому действие условного первог