Советский политический триллер на злобу дня, то есть «интернациональной помощи ДРА», снятый на заре перестройки. Удивительно как быстро, буквально за пару лет деградировал этот жанр в союзном кино и телевидении. Вроде есть и средства, и «Международная панорама» с консультантами для изображения загнивающего Запада и дикого Востока на подхвате, и места для съемок адекватные, но получается уже черт и что.
Яркий пример неадекватности — по ходу повествования имеет место конкретное упоминание Пакистана, на территории которого американские и английские инструкторы готовят «душманов — врагов революции», и, куда отправляются все похищенные и представляющие историческую ценность афганские артефакты с разграбленных музеев и археологических раскопок. Кроме того, именно кочующие с его территории племена скотоводов завозят на территорию ДРА инфекцию, которая станет сюжетобразующим звеном всего фильма.
Буквально через пять минут упоминание Пакистана прекращается и возникает какой-то не-пришей-рукав Синдабад мореход, блин мусульманская страна сосед социалистического Афганистана, в одной из газет которого промелькнула заметка о эпидемии болезни переносимой комарами, имеющей явно искусственное происхождение. Туда прямиком из кабульского аэропорта отправляется советский журналист-международник Русанов, прообраз отравленного (видимо) в Афганистане тремя годами ранее сотрудника «Международной панорамы» А. Каверзнева.
Доблестный советский неагент КГБ усматривает связь между нынешней ситуацией с этой заразой в Синдабаде и имевшей несколькими годами ранее эпидемии у поголовья свиней на Кубе, приведших к массовому падению скота и трудностям в народном хозяйстве Острова Свободы. Вроде как у обоих зараз единая структура, только кто-то его доработал на местных мусульманах для передачи посредством комаров уже людям.
Кубинские свиньи и афганские правоверные — вряд ли создатели считали, что кого-то тонко троллят, но я оценил))
Русанов несмотря на активное противодействие местных спецслужб находит подпольную американскую лабораторию по разведению комаров в чем ему помогает тяжелое колониальное наследие страны — коррумпированность местных таксистов и благоговение местных секьюрити перед любым «сахибом» европейской внешности. Лабораторией руководит всемирно американский профессор биологии Нэли в исполнении Андрея Мягкова, то есть один в один Женя Лукашин (3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12), только трезвый, без мамы-Гали-Нади, зато с американским паспортом.
Характер же, вернее его отсутствие, переданы один в один. Вместо того чтобы выставить незваного гостя, Нэли, видимо, по-западному благоговея перед прессой, наоборот, показывает свою «комариную ферму» пытаясь убедить советского международника в ее абсолютно мирном предназначении. Но Русанова не проведешь — он продолжает копать носом землю и вскоре находит подтверждение созданию нового вида бактериологического оружия.
Однако американские дипломаты и синдабадские разведчики начинают ответные действия.
К натурным съемкам не придерешься — многое снималось реально в ДРА и Пакистане, видимо корреспондентами «Международной панорамы» для своих выпусков и было предоставлено для фильма. Атмосферно и в тему.
Саспенс нагонялся грустными русскими народными песнями (хорошо) и высокочастотным заводским гудком (кровотечение из ушей).
Американцев в кои-то веки играли не прибалты, но это не портило.
Пакистано-синдабадцев изображали актеры «Азербайджан-фильма», в принципе неплохо, более всего отметился Мелик Дадашев (ему всегда удавались антагонисты) в роли Хамиз-хана, но особо развернуться ему не дали.
В общем и целом — могли бы и лучше, а так получился проходной пропагандистский фильм.
Советский политический триллер на злобу дня, то есть «интернациональной помощи ДРА», снятый на заре перестройки. Удивительно как быстро, буквально за пару лет деградировал этот жанр в союзном кино и телевидении. Вроде есть и средства, и «Международная панорама» с консультантами для изображения загнивающего Запада и дикого Востока на подхвате, и места для съемок адекватные, но получается уже черт и что. Яркий пример неадекватности — по ходу повествования имеет место конкретное упоминание Пакистана, на территории которого американские и англий