ГУЛаг за 30 с лишним лет своего существования превратился в имя нарицательное. Царство абсолютного мрака и безысходности, отчаяния и тьмы. Место, откуда почти никто не возвращается. Одна из самых жестоких систем, созданных человечеством. В истории ГУЛага с 1922 по 1960 гг. формы сопротивления менялись в зависимости от лагеря, режима содержания в нём и категории заключённых. Понятно, что тема эта до 90-х годов была тубирована, зато потом киноверсии лагерной жизни хлынули как из рога изобилия. Любое историческое событие можно обыграть в интересах одной или другой стороны. Премьера фильма «Червонный» состоялась 24 августа, и была приурочена к празднику становления украинской государственности (21 августа 1991). В фильме говорится, что он «основан на реальных событиях». В начале фильма имеется точна временная дата — 1947 год, и вывеска над воротами лагеря: «СССР УПРАВЛЕНИЕ УРЛАГЕРЯМИ».
Такого управления в системе НКВД — МВД не было. Это некое абстрактное место, включающее в себя суммарную атрибутику любого лагеря ГУЛага. При этом, в картине показан не любой, а особый лагерь N6. Но… Речлаг (полное название «Речной лагерь»), также Особый лагерь N 6, Особлаг N 6 — лагерь для политзаключенных с центром в г. Воркуте Коми АССР был организован только 27 августа 1948 года на базе лагерных подразделений Воркутлага. Однако, именно в этом лагере в июле — августе 1953 года произошло восстание заключенных, аналогичное которому (май — август 1953) произошло в Норильске в особом лагере N 2 «Горный». Не совсем понятно, зачем режиссёру понадобилось вводить зрителей в заблуждение, потому что до 1947 года единственное восстание произошло в январе 1942 года в лагпункте «Лесорейд» близ посёлка Усть-Уса (Коми АССР).
Фильм отражает весьма отдалённые мотивы Воркутинского восстания, причины которого совсем не те, которые показал режиссёр Заза Буадзе в своей поздравительной «видеооткрытке» стоимостью в 20 млн. гривен. Причины восстания довольно просты: смерть Сталина в марте 1953 года в лагерях приняли с воодушевлением. Заключённые ждали ослабления режима и пересмотра дел невинно осуждённых. Но амнистию (о которой в фильме говорит заключённый с аккордеоном) в конце марта дали только уголовникам и заключённым с малыми сроками лишения свободы (а таких в Речлаге было очень мало: 2—3 человека в бригаде). Ожидания политических заключённых оказались обманутыми, и это вызвало разочарование, обиду, гнев и резко ускорило начало восстания. Однако термин «восстание», используемый при описании обоих событий, не совсем точен. Восставшие не имели оружия, а также не поддавались на различные провокации к активным действиям.
Всё вышеописанное — действительно, реальные события. А теперь посмотрим, что снял Заза Буадзе. В основе сценария лежит роман современного украинского писателя-беллетриста Андрея Кокотюхи, считающего себя русскоязычным писателем, потому что пишет на двух языках. Исследователь украинской массовой литературы доктор филологических наук София Филоненко называет Кокотюху отцом «украинского готического детектива», хотя сам автор считает, что в его текстах присутствует скорее неоготика, напрямую связанная с актуальными общественными и социальными проблемами Украины, а обращение к готике и фольклору в целом совпадает с традициями древней украинской литературы. Роман «Червонный» написан Коктюхой в 2012 году. На сегодня писатель уже закончил «Повстанческую трилогию», состоящую из трёх романом о протагонисте по имени Червонный. Поэтому в скором времени нужно ожидать продолжения киносаги.
Кокотюха «является приверженцем художественно-причудливо вымышленной («мифологически-развлекательной») составляющей произведений исторической тематики без соблюдения реконструктивного фактажа». Это не я сказал, это — цитата. И в этой цитате заключается весь «глобальный» смысл фильма «Червонный». На странице в жанрах указан целый перечень, но нет главного жанра: «фэнтези». Сейчас крайне модным является такой литературный жанр, как альтернативная история. Так вот, Кокотюха написал именно альтернативную историю о Воркутинском восстании. Написал именно так, потому что живёт в Украине. А режиссёр снял именно так, потому что тоже живёт в Украине. Я тоже буду рассматривать фильм через призму альтернативной истории.
У каждого времени — свои герои. Это так, и с этим ничего нельзя поделать. Сегодня героями в украинских фильмах всё чаще становятся «бойцы сопротивления» из УПА. Вот и в центре сюжета находятся два человека, два солдата, два украинца: Даниил Червонный и Виктор Гуров. Один родился в Западной Украине, другой — в Восточной. Для одного Советская власть оккупировала его землю, для другого та же власть — и отец и мать. Чётко расставленные режиссёрские приоритеты видны сразу. Червонный — бескомпромиссный борец за независимую Украину, Гуров — неустойчивый, колеблющийся человек, не держащийся за свои идеалы. Червонный — бунтарство и непокорность, Гуров — соглашательство и безыдейность. Для глубокого психологизма такое противопоставление слишком контрастно. Любой, кто хоть немного знаком с историей, понимает, почему бандеровцы выглядели более сплочёнными в лагерях.
Всё просто — они всегда воевали «против красных», поэтому воюют (как могут) и здесь. Другое дело — бывший военный лётчик Гуров. Он не трус, не предатель, попал сюда «по ошибке», и ему в тысячу раз тяжелее находиться в лагере. Наверное, подобным внутренним терзаниям режиссёру стоило бы уделить больше внимания, а не превращать персонаж в упрощённую схему. Главный отрицательный персонаж — начальник лагеря. Фигура омерзительная и отвратительная. Настоящее порождение тьмы и исчадие ада. Именно эта фигура, по мнению создателей картины, должна символизировать тоталитарный режим. Но не только она. Символизма в картине предостаточно. Это, прежде всего, красно-бурая почва в самом лагере и вокруг него. Такой «марсианский пейзаж» должен подчёркивать кровавость системы. Поэтому совсем не случайно для съёмок режиссёр выбрал столетнюю заброшенную шахту в селе Ганнивка, закрытую ещё в 1917 году.
Прекрасную музыку к фильму написал итальянский композитор Франко Эко. Отдельного упоминания заслуживает операторская работа Александра Кристаловича — выразительные кадры в любое время суток. В общем, внешняя составляющая картины почти безупречна, а о внутренней уже было сказано выше. Остаётся добавить лишь одно: «Сказка — ложь, да в ней — намёк…»
ГУЛаг за 30 с лишним лет своего существования превратился в имя нарицательное. Царство абсолютного мрака и безысходности, отчаяния и тьмы. Место, откуда почти никто не возвращается. Одна из самых жестоких систем, созданных человечеством. В истории ГУЛага с 1922 по 1960 гг. формы сопротивления менялись в зависимости от лагеря, режима содержания в нём и категории заключённых. Понятно, что тема эта до 90-х годов была тубирована, зато потом киноверсии лагерной жизни хлынули как из рога изобилия. Любое историческое событие можно обыграть в интересах