В 1934 году криптозоология обзавелась своей первой «иконой», когда на озере Лох-Несс некто Кеннет Уилсон сделал легендарный [мутный — по канону всех псевдонаук] — снимок плезиозавра Несси, якобы эндемически сохранившегося в одном из озер Шотландии. В те времена палеонтология пользовалась невиданной популярностью — хотя со времен презентации Уильямом Баклэндом широкой публике игуанодона прошло больше 100 лет: интерес к науке подстегивался не только новейшими археологическими находками и активными нападками идейных противников научного прогресса в лице не ведающих иного учебника биологии, кроме Пятикнижия Моисея христиан (тех самых, что при любом удобном случае любят напомнить, что без монастырей и кафедр теологии современная наука не имела бы даже малейшего шанса зародиться в чреве западной цивилизации), но и популярной на тот момент культурой. Один лишь сэр Артур Конан Дойль, с его «Затерянным Миром» (чья первая — немая еще, но уже потрясавшая современников спецэффектами — экранизация пришлась аж на 1925 год) и последовавшими книжными сиквелами (профессор Челленджер в этом смысле почти не уступал Шерлоку Холмсу, хотя об этом нынче и не принято вспоминать — возможно, потому что его не сыграл какой-нибудь знатный голливудский актер с пронзительным взглядом) оказал науке и научпопу в частности такую услугу, о которой многим засидевшимся в уютных креслах министрам остается лишь мечтать. И сам Конан Дойл активно «троллил» наивную публику мистификациями, способными при некотором стечении обстоятельств затмить славу даже Пилтдаунского человека — если не учитывать, что выглядели они со стороны менее правдоподно.
Ну да мы отдалились от темы. В середине 70-х, когда тема динозавров еще находилась в мейнстриме, коллеги Бакланда призналась, что легендарный снимок — лишь мистификации, хотя широкой общественности потребовалось еще два лишних десятка лет, чтобы признать их слова правдой.
В это же время на большие киноэкраны продолжали выходить околохоррорные истории о нелегкой жизни массивных (а, значит, прожорливых) плезиозавров в условиях пресных деревенских озер. В частности, в 1977 году релизнулись японская «Легенда о динозавре» (культовый в СССР кайдзю-фильм) и штатовский «the Crater Lake Monster».
«Чудовище озера Кратер» — отличный пример плохого фильма, который по факту гораздо лучше многих хороших. Не обращайте внимания на уничижительный вердикт IMDb. По всему видно, что фильм — дебют для своих ключевых создателей (для режиссера, сценариста и продюсера Уильяма Стромберга лента оказалась единственной фильмографии), и в целом вполне мог стать классикой, возьмись за него люди более опытные — тот же Исиро Хонда или Джо Данте. Его авторы искренне старались снять фильм не только кассовый (что, кстати, удалось — при бюджете в $100,000 сборы ленты составили $3.000.000), но и претендовавший на нечто большее. Однако, несмотря на попытки придать истории правдоподобности, сюжет у фильма получился по большей части бессвязный (в озеро упал метеорит настолько горячий, что он создал идеальные инкубационные условия для покоившегося на дне со времен палеолита яйца плезиозавра, который не преминул воспользоваться шансом и развился во взрослую особь быстрее оригинального Чужого). Задним числом осознавая шаткость ситуации, авторы всеми силами пытаются прикрыть пустоту за счет множества сюжетных линий: помимо традиционного противостояния доисторического ящера и шерифа (типа детектив) в историю вмешивается сторилайн двух забавных предприимчивых реднеков (типа комедия) и некого деда-уркагана (типа боевик, где можно делать пиф-паф и сбрасывать в пропасть машины). Ненамного лучше справляется с должностью и оператор: периодически фильм выдает зрелищные кадры (пускай нередко и вдохновленные «Челюстями» Спилберга), но решительно не может научиться выдерживать паузу или представлять наработки массам. При этом, корпевший над спецэффектам фильма Девид Аллен («When Dinosaurs Ruled the Earth» (1970), «Охотники за приведениями-2», «Невеста Реаниматора» и мой любимый верфольфный «the Howling» Джо Данте) сумел создать монстра, визуально ни в чем не уступавшего чудищам авторства признанного гения (Бога?) покадровой анимации Рэйа Харрихаузена («Чудовище с глубины 20,000 морских саженей», «Ясон и аргонавты», трилогия о Синдбаде и ее невольный спин-офф «20 миллионов миль от Земли»*, «Миллион лет до нашей эры**» (1966) и «Битва Титанов» (1981)) — сумел создать одновременно грозный и в определенной степени реалистичный типаж дородного плезиозавра-убийцы — местный монстр грозен, реалистичен и суров — азиатский коллега из «Легенды о динозавре» и в подметки ему не годился. Даже лишь ради этого фильм не стыдно порекомендовать олдфагам. Кроме того, этот фильм полон ненавязчивого юмора и, вопреки своим внутрисюжетным перипетиям, не скатывается в совсем уж ожесточенный фарс. А еще — почти дословно предвосхищает концовку «Карнозавра» (1993).
Ну и, наконец, этот фильм несет на себе печать своей эпохи — столь же мрачной, сколь и безбашенно-оптимистичной (помрет тот — помрет и этот) — что служит поводом для завышения ему оценки на как минимум один балл (плевать, что общая сумма баллов не подсчитывается). Это легкое, избавленное от занудства, глуповатое (хотя и активно пытающееся это скрыть) кино с отличными спецэффектами, достойными внимания любителей визуальной стилистики. Если же греющиеся под солнышком герои, рассуждающие о том, как красиво сейчас звездное небо, вызывают у Вас ментальную изжогу — то… тоже посмотрите. Но без звука.
* Фильм, как известно, родился из нежелания студии «кушать» образ «синдбадовского» циклопа, и желания адаптировать его для собственных нужд в обозримой временной перспективе.
** Я безумно любил этот фильм, еще будучи воспитанником детсада — эта лента, возможно, во многом сложила мой вкус что на кино, что на женщин). Впоследствии мне открылась страшная тайна — у фильмa есть низкопробная порно-пародия: «One Million AC/DC».
В 1934 году криптозоология обзавелась своей первой «иконой», когда на озере Лох-Несс некто Кеннет Уилсон сделал легендарный [мутный — по канону всех псевдонаук] — снимок плезиозавра Несси, якобы эндемически сохранившегося в одном из озер Шотландии. В те времена палеонтология пользовалась невиданной популярностью — хотя со времен презентации Уильямом Баклэндом широкой публике игуанодона прошло больше 100 лет: интерес к науке подстегивался не только новейшими археологическими находками и активными нападками идейных противников научного прогресса