До Нового года остается совсем немного времени. Отец семейства Серегиных работает геологом в далеких Синих Горах. Его жена и их сыновья - семилетний Чук и шестилетний Гек - живут в Москве, ждут отца в гости. Однако он сам приглашает своих домочадцев к себе. Сомнительная затея, учитывая, что ехать на поезде до места назначения больше тысячи километров, да еще и сквозь тайгу потом на санях ехать через лес. А ведь в лесу водятся не только зайчики и белочки, но и злые волки. Но Серегиных не пугают ни расстояние, ни морозы, ни волки, ведь другого способа повидаться с любимым мужем и не менее любимым папой у Чука и Гека с мамой нет - геологов в отпуск домой не отпускают. Фильм "Чук и Гек" является экранизацией одноименной повести замечательного детского писателя Аркадия Гайдара. Режиссер картины - Иван Лукинский. Режиссер был лично знаком с Аркадием Петровичем и создал довольно точную экранизацию "Чука и Гека". В картине происходят страшные для ребенка вещи, такие как, например, пропажа Гека в негостеприимной тайге или потеря телеграммы, которую мама Чука и Гека даже прочитать не успела. Однако зрителей, наблюдающих фильм, на протяжении всей картины не покидает ощущение, что все будет хорошо, справятся Серегины со всеми бедами и доберутся к любимому отцу семейства. Дань детскому киноИ. Лукинский прежде работал исключительно с документальными патриотическими фильмами, поэтому детский фильм "Чук и Гек" стал его своеобразным режиссерским дебютом. И дебют этот вышел очень удачным. Ему удалось не только не испортить эту увлекательную историю, но и сделать ее лучше, украсить, оживить. Иван Владимирович давно мечтал снять фильм о повести Гайдара и в 1953 году он, наконец, реализовал свой замысел. Картина снята на черно-белой пленке. В фильме много контрастов, таких как "светлый снег - темная ночь", "Москва - Синие Горы", "ссора - примирение" и так далее. Казалось бы, что хорошего ждет Серегиных в тайге? Там только жуткий мороз, бураны, дикие звери. Однако не все так печально: есть в лесу не только волки, но и милые белочки, зайчики. А суровый сторож на деле оказывается добрым стариком, который приносит главным героям зайца и дарит им несуразные свечки на елку. Есть в этом фильме все, что нужно добротной советской картине: и искренние эмоции, испытываемые героями фильма, и прекрасная операторская работа, и немного юмора, который гармонично сочетается с драматизмом.
Единственный недостаток этого фильма — это упоминание о том, как Чук героически прогнал чужую собаку камнями. Что поделаешь, для мальчишек 30-х-50-х годов это считалось доблестью. Но вот с современной точки зрения «не надо так».
А в целом фильм изумительный. Он именно детский. Дети здесь не серьёзничают, не изображаются маленькими взрослыми, они остаются именно детьми. И приключения у них сугубо детские: увидеть сову или оленя, спрятаться в старом сундуке. Даже удивительно, как взрослый человек Аркадий Гайдар мог так отчётливо помнить особенности детского сознания. И фильм очень бережно в этом смысле воспроизводит гайдаровский текст. Вообще, фильм сделан очень качественно, безо всяких скидок на то, что это кино всего лишь для детей и можно схалтурить. Нет, всё по-настоящему. И мальчишки играют очень здорово и искренне. Молодцы!
Но самое главное, что это фильм о нормальных человеческих отношениях, что не так часто сегодня увидишь. Если ребёнок ночью хлопает скамейками, мешая, спать, ему спокойно сделают замечание без истерических воплей «онижедети!!!». Если же этот самый ребёнок заблудится и забредёт в чужое купе, ему подарят апельсин и отведут к маме, не публикуя гневные истории об этом в идиотских пабликах про яжматерей. И помогут этой самой матери, совершенно постороннему человеку, когда ей эта помощь действительно понадобится. И мать, кстати, не прекрасная принцесса, нуждающаяся в каменной стене и жилетке, а взрослый самостоятельный человек. Не растерялась и прожила спокойно несколько дней в глухой тайге одна с двумя шебутными мальчишками. Хоть и москвичка, но и с печкой и с тасканием воды вёдрами справилась.
И как же радует здесь отсутствие здесь пресловутых семейных ценностей, густо настоянных на развесистой клюкве! Да, едут к папе на новый год, но папа не бросает работу, даже узнав, что жена с детьми уже приехали. Семья семьёй, а работа по расписанию. И Новый год они встречают не в кругу семьи, а всей геологоразведочной партией. И им хорошо там, в глухой таёжной избушке, всем вместе. И именно в этой незацикленности на семье и кроется секрет той самой уверенности, что всё будет хорошо, которая присутствует во всех гайдаровских книгах, в том числе и в «Чуке и Геке» и в этом фильме. Потому что на всём пространстве от Бреста до Петропавловска-Камчатского, от Мурманска до Ташкента «поедешь на север, поедешь на юг — везде тебя встретит товарищ и друг».
Единственный недостаток этого фильма — это упоминание о том, как Чук героически прогнал чужую собаку камнями. Что поделаешь, для мальчишек 30-х-50-х годов это считалось доблестью. Но вот с современной точки зрения «не надо так». А в целом фильм изумительный. Он именно детский. Дети здесь не серьёзничают, не изображаются маленькими взрослыми, они остаются именно детьми. И приключения у них сугубо детские: увидеть сову или оленя, спрятаться в старом сундуке. Даже удивительно, как взрослый человек Аркадий Гайдар мог так отчётливо