В России, как известно, две беды, но режиссер комедии "День Дурака" Александр Баранов напоминает о третьей - коррупции, в которой завязло чиновничество всех мастей. Фильм - современная интерпретация гоголевского "Ревизора". Иван Александрович Иванов или просто Ванька (Александр Веселкин мл.), работает в элитном столичном отеле швейцаром. Постояльцев гостиницы он ненавидит, но мечтает когда-нибудь оказаться на их месте. Постепенно привыкая жить на широкую ногу, Ванька влезает в долги. Он покупает автомобиль в кредит, из-за чего у него даже не хватает денег на аренду квартиры. В один не очень прекрасный день его долг превышает все мыслимые пределы и к нему приходит коллектор Сергей Сергеевич (Алексей Лыков), работа которого - выбить с него 1,5 миллиона рублей. Сергей Сергеевич предлагает ему продать почку, на что в страхе Ванька рассказывает небылицу о том, что у его отца огромная ферма на 20 гектарах земли. Коллектор предлагает поехать к нему, вот герою и не остается ничего другого кроме как согласиться. На счастье или на беду они врезаются в авто дочки мэра Марьи Михайловны и вместе попадают в кутузку города Верхний Сапожок. Ошибка или судьба?Как раз накануне появления этой парочки в городе губернатор Анатолий Борисович получает новость, что к нему едет Следственный комитет с проверкой. Он сбегает от нее в Германию на лечение, оставляя мэра Михаила Михайловича Махова (Александр Воробьев) отдуваться одного. Напуганные чиновники принимают потерпевших аварию Ивана и Сергея за ревизоров, освобождают из тюрьмы и принимают по-королевски. Гостям предлагается посетить баньку в обществе местных красоток, поиграть в гольф и, конечно, отобедать заморскими яствами. Поселив Ивана и Сергея в шикарных апартаментах поместья мэра, чиновники решают, как еще можно задобрить проверяющих. Сергей Сергеевич тем временем начинает крутить любовь с Ольгой (Светлана Чуйкина). На обеде Ваня начинает понимать, что их принимают за кого-то другого, и решает этим воспользоваться. Вместо своего разбитого автомобиля он требует "Порше", его желание исполняют: мэр приказывает Бабаеву (Игорь Кистол) переоформить свой "Порше" на гостя. Но и этого "ревизору" мало - он просит руку и сердце мэрской дочки Машеньки. Однако это становится последней каплей для девушки, и она проводит мини-расследование, чтобы понять, что представляет собой ее новоиспеченный жених. Однако поняв, кто он такой, Маша не спешит раскрывать его личность...
Прежде всего, «День Дурака» позиционирует себя, как «антикоррупционная комедия», так попробуем разобраться в этом, не обращая внимания на режиссёров, продюссеров и прочую фигню, ведь важны не люди, а конечный продукт, который, кстати, оказался весьма неплохим, но, обо всём по порядку:
1) Антикоррупционная — в фильме идёт речь о коррупции — идёт; она выставлена в нехорошем свете — выставлена — вопросов больше нет.
2) На комедии стоит остановиться поподробнее, да и, в любом случае, если речь идёт о комедии, то непременно будет затронута тема юмора в ней, а также тема того, что вообще считать юмором. Может юмор это упоминание слова «Попа»? Или мат через слово? Или пьяные «актёры», разносящие всё вокруг? Или может закадровый смех после каждого слова(достаточно яркими примерами этого являются Теория Большого Взрыва и Вечерний Ургант)? Так что же считать юмором: пошлость или же английский юмор, который может поймут не все, но он хотя бы является таковым? Так для кого же снимать фильмы? Для людей, которые не поймут тонкого юмора, но пойдут в кино на любой фильм с красивой картинкой и замозолившими глаз лицами, или для того сравнительно небольшого количества, которые могут от души посмеяться над тем, что не слышно сразу?
«День Дурака» выбрал второй вариант — отсюда низкий рейтинг и сборы в два раза меньше бюджета, но зато это качественное творение, где диалоги вполне естественны, а актёры пусть не очень знамениты, но зато отыгрывают свои роли.
Конечно, не сказать о связи с Гоголевским Ревизором здесь было бы странно. Как сказал в своё время Салтыков-Щедрин: «Разбудите меня через сто лет, и я скажу, что происходит в России: пьют и воруют». Этот фильм это отнюдь не экранизация или, как сейчас модно говорить, ремейк гоголевского Ревизора — это вполне самостоятельное произведение, основанное на сюжете, который Пушкин дал Гоголю для его будущего произведения. Дальше я бы мог углубится в Ревизора и доказывать эту мысль, но, боюсь это будет здесь неуместно и некстати.
Но одно авторы сделали точно — раскрыли главную идею — сатиру над системой управления, когда «степень проверки отличается суммой взятки».
Итак, фильм выполнил задачу, которую ставил перед собой, и выполнил довольно хорошо — он не затянут и не скучен, но огрехи, конечно были, поэтому
7,5 из 10
P.S. Но, всё-таки, когда Следственный Комитет снимает фильм про то, что вся Россия — одна сплошная коррупция — это, по меньшей мере, странно.
Прежде всего, «День Дурака» позиционирует себя, как «антикоррупционная комедия», так попробуем разобраться в этом, не обращая внимания на режиссёров, продюссеров и прочую фигню, ведь важны не люди, а конечный продукт, который, кстати, оказался весьма неплохим, но, обо всём по порядку: 1) Антикоррупционная — в фильме идёт речь о коррупции — идёт; она выставлена в нехорошем свете — выставлена — вопросов больше нет. 2) На комедии стоит остановиться поподробнее, да и, в любом случае, если речь идёт о комедии, то непременно будет зат