«Киаростами часто сразу же заставляет экран, и конечно же фильм вместе с ним, играть роль отверстия, открывающегося на некое пространство или целый мир». Здесь отличным примером может служить картина Аббаса Киаростами 2002 года «Десять». Кино представляет собой будто снятую на видеорегистратор хронику повседневной жизни женщины.
Выбранная концепция донесения информации до зрителя не случайна. В своём фильме Киаростами затрагивает проблемы, волнующие всех людей в тот или иной период жизни. Вопрос в том, как донести это до основной массы? Ответ — максимально приблизить зрителя к главному герою. Именно это и делает режиссёр: благодаря необычной форме съёмки зритель как будто является постоянным участником беседы героев. Таким образом достигается наибольшее сопереживание проблемам героям.
«Экран Киаростами напоминает скорее не театр, где исполняется спектакль или проводится какой-нибудь показ, а своего рода выемку [un evidement], в которую скользят, проскальзывают образы…».
В фильме «Десять» зрителю предоставляется возможность «заглянуть» в жизнь иранской женщины. Сюжет складывается из десяти «поездок», что собственно и объясняет название картины, в течении которых поднимается та или иная проблема. В основном это проблемы, затрагивающие судьбу женщины, её место в современном обществе. Связующей темой всех «поездок» является вопрос взаимоотношений женщины, главной героини, с её малолетним сыном. Но помимо этого поднимаются вопросы любви, секса, брака, измены, счастья и религии.
Своей формой повествования картина «Десять» напоминает документальное кино. Однако я не думаю, что Киаростами хотел того, чтобы зритель воспринимал его кино именно так.
Да, кино напоминает документальное, но, возможно, это было сделано лишь для того, чтобы зритель максимально точно понял то, о чём говорили герои на протяжении всего повествования фильма: «…режиссер старается прежде всего научить нас чему-то, как он всё множит сцены уроков — преподаваемых, чаще всего, взрослым человеком более юному, хотя и сам взрослый тоже старается отыскать нечто, — как он множит сцены с вопросами — порой, можно сказать, допросами, — когда один из персонажей спрашивает у другого, что он делает, откуда пришел и т. д.».
Одновременно с тем, когда герой фильма пытается понять что-то, дойти до какой-либо истины, мы, зрители, также пытаемся понять это. Мы «учимся» вместе с героями. Это и было, на мой взгляд, главной задачей Аббаса Киаростами как режиссёра.
То, что повествование постоянно происходит в движении, в движущейся машине, является очень важным моментом. Движение машины олицетворяется с движением мысли. Это также помогает режиссёру донести главную идею фильма — заставить задуматься, как героя, так и зрителя. Но о чём именно задуматься? Это вторая проблема, которую решает режиссёр.
Как уже было сказано, в фильме поднято много проблем, как социального, так и личного характера. Во-первых, семейные взаимоотношения, конкретнее — между сыном и матерью. На лицо типичная для современного общества ситуация: родители в разводе, и ребёнку приходится «разрываться» между ними. Но самое интересное здесь то, как ведёт себя в этой ситуации мальчик. Сын и мать постоянно ругаются/спорят. Но то, какие слова говорит ребёнок и то, как он это говорит показывает, сколь сильно повлиял на него развод родителей. Создаётся ощущение, что говорит взрослый мужчина, мужчина, оскорбляющий и ни во что не ставящий свою жену. Скорее всего, это всё то, что слышал малыш на протяжении ссор, предшествующих разводу. Здесь ясно видно, о чём пытается заставить задуматься зрителей режиссёр.
Что же ещё волнует женщину в современном мире? В случайном разговоре с проституткой главная героиня пытается найти ответы на вопросы о сексе и любви, найти границу (если она есть) между этими явлениями.
В разговоре с незнакомкой поднимается вопрос религии и веры. Героини рассуждают о том, следует ли вообще молиться, если всё и так предопределено судьбой.
Но главный вопрос перед своей матерью, а в её лице и перед всеми женщинами, ставит сын. Ребёнок обвиняется мать в том, что она слишком много времени посвящала себе, работе, а своей семье — недостаточно. По мнению ребёнка женщина должна посвятить себя семье.
Однако режиссёр не даёт конкретного ответа на этот, да и на все остальные, вопрос. Его задача — заставить общество задуматься и самому найти эти ответы.
«Киаростами часто сразу же заставляет экран, и конечно же фильм вместе с ним, играть роль отверстия, открывающегося на некое пространство или целый мир». Здесь отличным примером может служить картина Аббаса Киаростами 2002 года «Десять». Кино представляет собой будто снятую на видеорегистратор хронику повседневной жизни женщины. Выбранная концепция донесения информации до зрителя не случайна. В своём фильме Киаростами затрагивает проблемы, волнующие всех людей в тот или иной период жизни. Вопрос в том, как донести это до основной массы? От