Павел Деревянко для меня был первоначально известен, как актёр, бывший комиссаром Фоминым в «Брестской крепости» Александра Котта 2010-го года. Именно бывший комиссаром, а не исполнивший роль: уж очень правдоподобно получилось. А теперь я досмотрел последнюю серию «Девяти жизней…» и понял, что тов. Деревянко рождён для таких ролей: бесстрашный комиссар Фомин, мужественно выносящий невзгоды войны, стоящий и ведущий своих людей до конца; бесстрашный батька Махно, мужественно выносящий невзгоды войны, стоящий и ведущий своих людей до конца. Настоящий царь Леонид Свободы.
С точки зрения чисто технической всё замечательно: интересная тема, сюжет выдумывать не надо — читаем воспоминания Махно и Аршинова, реквизит, диалоги и, конечно же, шикарнейшие украинские пейзажи, блестяще играющие свои роли актёры — что ещё нужно? Всё же, если читать воспоминания даже самого батьки Махно, читаешь не столько дневник человека, сколько записки стратега от начала кампании и до конца. Пропитанные чувствами, жизнью, но, всё же, это — записки стратега, и то же самое — с дневниками Аршинова. В этом сериалу — отдельные пять баллов. Если быть точным, очень напомнило «Три возраста Окини-сан». С той разницей, что главный герой в книге Пикуля — белогвардеец, и его смерть прямо изображена. Правда, Коковцеву было, в чём раскаиваться, и он раскаялся, но вернуться не мог уже по той причине, что ему в посольстве отказали, а к Махно аж из этого посольства обращались с приглашением, но Нестор Иванович не принял. Ему раскаиваться было, ровным счётом, не в чем. Его сгубила ошибка, да, так же, как и Коковцева. Но ошибка не его личная, а ошибка других, тех, кто по существу, вероломно его предал.
Иначе говоря, можно было бы сказать, что он идеален, ибо — большой плюс, но в бочке мёда, как всегда, ложечка дёгтя да найдётся. И что самое противное, так это то, что в душистом сладчайшем мёде горький дёготь становится в разы горче и противнее.
Во-первых (и в-главных), меня поразила недостача персонажей, а иногда — их уродование в угоду совсем не понятно, чему. Последнее касается «Федоса». Феодосий Щусь, гениальный полководец, храбрый и безрассудный анархист, «правая рука» Нестора Ивановича и т. д. и т. п. в сериале показан в каждой бочке — затычкой, и всё время поперёк горла Нестору Ивановичу. Я даже не буду отмечать, что его показали этаким ублюдком без стыда и совести, после чего слова «Таких анархистов больше не сделают.» воспринимаются с тёмной иронией. Надо ли говорить, что он не убивал первую жену Махно и его сына, который умер от детской болезни, прожив всего неделю, а Настя исчезла после того, как Гуляйполе оккупировали австро-германские соединения? Кроме этого, не показано самое главное: именно жизнь Гуляйполя, того общества, которое строил Махно. Да, продолжительная война не позволила ей расцвести в полную силу, но она была. Были и школы работавшие, и заводы, что там — даже театры, в которых играли актёры-самородки из крестьян. Где это? А там же, где и петроградская и московская интеллигенция, из которой на весь сериал было видно только тов. Аршинова — нигде, кроме школы, в которой Махно находит свою вторую жену, которая приняла имя «Галина» уже после женитьбы. И зачем в картину ввели пана Данилевского, человека, которого не существовало, который был выдуман в советское время, и который никакого сочувствия не вызывает вовсе? Его персонаж раскрывается всего в двух до мозга костей пафосных сценах. И всё. Даже в сцене «мести» он жалок, и ничего, кроме ответной пули, ему не желаешь. Про карикатурного Троцкого, который всё время выглядит слегка подвыпившим и в таком пьяном угаре отдаёт приказы, пожалуй, промолчу.
Во-вторых, на сериале очень сказался тот факт, что большая его часть снималась, преимущественно, в летнее время. От этого очень многие события оказались скомканы, некоторые — вовсе исчезли. Штурм Перекопа, происходивший осенью, показан кадрами чёрно-белой хроники, битвы под Перегоновкой, в которой махновцами была перемолота элита деникинских войск, не показано вовсе. Есть, впрочем, кое-какие намёки на то, что это вообще должен был быть полнометражный фильм, но так получилось, что биографию всего одного человека пришлось растянуть на сериал, да и то ужато: в каждой серии нам сразу пытаются поведать о многом.
Но надо отдать должное тов. Каптану: невзирая на сжатость и недосказанность, история всё равно выглядит цельной и интересной. Самое главное в том, что очень многих она может смотивировать на изучение истории настоящей, особенно, с такими актёрами, особенно, с таким правдоподобным и продуманным Махно.
Весьма рекомендую к просмотру.
Это, товарищи, ШЕДЕВР!
10 из 10
Павел Деревянко для меня был первоначально известен, как актёр, бывший комиссаром Фоминым в «Брестской крепости» Александра Котта 2010-го года. Именно бывший комиссаром, а не исполнивший роль: уж очень правдоподобно получилось. А теперь я досмотрел последнюю серию «Девяти жизней…» и понял, что тов. Деревянко рождён для таких ролей: бесстрашный комиссар Фомин, мужественно выносящий невзгоды войны, стоящий и ведущий своих людей до конца; бесстрашный батька Махно, мужественно выносящий невзгоды войны, стоящий и ведущий своих людей до конца. Настоя