Впервые я увидела этот фильм классе в 8-ом. Тема была актуальной — мои отношения с классом оставляли желать лучшего. Но кино я тогда не любила и смотрела вполглаза. Лишь эта музыка… эта жутковатая музыка и пара странных психологических сцен так поразили меня, так врезались в память… К сожалению, тогда я этот фильм не досмотрела — пришли родители, а я в то время опасалась смотреть такое при них. Но воспоминания остались, и позже, спустя некоторое время, я стала искать этот андеграундный фильм. Мои поиски наконец увенчались успехом. Фильм не разочаровал и произвёл такое же неизгладимое впечатление, что и в первый раз, а может даже сильнее, ведь всё-таки я немного подросла и стала по-другому воспринимать многие вещи. Это очень сложная психологическая драма. Я выяснила, что существует и книга, по которой снят этот фильм, но я, к сожалению, не читала по той простой причине, что книга на русский не переводилась (хотя у меня есть это произведение и на английском, и на языке оригинала — польском). Что ж, попробую понять и разобрать характеры главных героинь.
Сама Марыся — простая девчонка из провинции, она сама признаётся, что совершенно не умеет говорить с людьми и вести себя в обществе. Неудивительно, что она легко поддаётся влияниям других людей. Сначала Кася, затем Ева… Она повторяет за ними, думая, что, наконец, нашла себя. Вообще такая наивная и простая она только на первый взгляд. С самого начала её жизнь не особо-то и устраивала, вспомнить хотя бы её выражение лица, когда мать рассказывала ей о её будущем. Если внимательно смотреть на лицо главной героини, то всё становится понятно без слов.
Её отчаянная и наивная просьба к Богу — мол, сначала она будет дружить с Касей, попытается познать себя, а потом снова станет хорошей — интересна. В моменте этой молитвы я подметила одну деталь — Марыся стоит перед зеркалом и отражается таким образом, что на экране появляются, так сказать, три её — соотнесла с Минкой — так зовёт её Кася, с Майкой — так зовёт её Ева — и самой Марысей. А та лёгкость, с которой она плюёт в святую воду по велению Каси? Чувствуется какая-то марионеточность. Кто дёрнет за верёвочку, за тем она и пойдёт. И после этого рокового плевка Марыся на глазах меняется и становится совершенной стервой.
Первый раз то, что она никто, произносит сама Марыся: «Или я слабо ударилась, или я для него никто». Какие-то роковые слова, словно назвав себя так, она сама подписала приговор.
Кася. Странная девочка, гордая и независимая, самоуверенная и немного высокомерная. Она пишет музыку и считает себя великим композитором. Её разговоры с невидимым мальчиком Джиги, якобы диктующим ей музыку, её экстравагантные выходки и свободомыслие делают её совершенно непредсказуемой и экзотичной. Неординарная и интересная личность. То, что она выделяется из толпы видно в заметном только после нескольких просмотров эпизоде — на уроке рисования, когда все дети рисуют чучело птицы, Кася изображает эту птицу с гордо раскрытыми крыльями живой и парящей…
Что касается Евы… Я считаю, что это обычная избалованная богачка. Не понимаю только, как они могли дружить с Касей? Это остаётся для меня загадкой. Видимо противоположности и вправду притягиваются. Хотя такие уж это противоположности? Ведь Кася часто при всей своей независимости отвратительно себя ведёт. Возможно, они и стоят друг друга.
Вообще весь фильм какой-то параноидальный — из зацепивших и запомнившихся моментов могу указать слепого братика Марыси, который ночью блуждает по квартире, натыкаясь на не выключенный телевизор с помехами, кролики Марыси, забитые на мясо, внутренности которых в банке она прижимает к себе, или порезы на венах классной руководительницы.
А что говорить о музыке!.. Дрожь по коже от звуков так точно подобранных, чтобы описать душевные чувства и происходящие события. Описать её сложно, нужно лишь услышать, точнее, посмотреть сам фильм, ведь без музыки он потерял бы свою атмосферу. Браво, Анджей Кожинский!
Итак, конец драматичен. Марыся становится девочкой никто. Но почему-то особой жалости я не испытала. Наверно потому что вспомнила сон Марыси, да и в реальности её разговоры с матерью грубы и слишком заносчивы. Марыся хочет познать себя. Она хотела узнать, кто она внутри. Что ж, она узнала это… И то, что открылось и вышло наружу — словно яд и желчь, копившиеся долгое время. Ужасно. Её личности нет. Нет собственного «я». Она не может сама ответить на уроке хотя бы на элементарный вопрос — почему она смеётся. Кася ей подсказывает. С гордым видом она рассуждает о жизни и сознании, пересказывая матери монологи Каси, и даже просто фразы она повторяет. Ева и Кася даже зовут её каждая по-разному: одна Минкой, другая Майкой. Даже в одежде — с Касей она ходит в цыганских юбках, с Евой — в дорогих и модных шмотках. Своего внутреннего мира у неё нет. Но виновата в этом не только она сама, а её провинциальное простое воспитание. Так нет ничего удивительного, что она была так поражена Касей и Евой. И всё-таки печально. Что ей теперь делать? Что будет с её душой, которая, как кажется, совершенно сломана, уничтожена и лишена опоры?..
Сильный фильм. Странный осадок остаётся после просмотра. Посмотрев это кино снова через какое-то время, я поняла, что выбор Марыси между двумя девчонками глубже, чем кажется на первый взгляд — это духовный выбор. «Нельзя быть добрым и злым одновременно», ведь можно в результате стать никем.
10 из 10
Впервые я увидела этот фильм классе в 8-ом. Тема была актуальной — мои отношения с классом оставляли желать лучшего. Но кино я тогда не любила и смотрела вполглаза. Лишь эта музыка… эта жутковатая музыка и пара странных психологических сцен так поразили меня, так врезались в память… К сожалению, тогда я этот фильм не досмотрела — пришли родители, а я в то время опасалась смотреть такое при них. Но воспоминания остались, и позже, спустя некоторое время, я стала искать этот андеграундный фильм. Мои поиски наконец увенчались успехом. Фильм не разо