«Пограничным моментом» в кинокарьере Джеймса Стюарта стал мюзикл «Девушки Зигфилда» (1941) — это была последняя картина актёра по его семилетнему контракту с киностудией MGM. После этого фильма, Стюарт расторгает контракт и отправляется на фронт, чтобы служить в авиации. Его возврат в «большое кино» состоялся в 1946 году в фильме Фрэнка Капры «Эта замечательная жизнь» — однако, об этом, конечно, лучше поговорить уже в другом месте.
Сюжет: Бродвей, середина 1920-х годов. Кастинг для участия в очередном музыкальном ревю Флоренца Зигфилда на Бродвее удачно проходят, среди прочих, три девушки, у каждой из которых есть свои трудности в жизни. Первая — Сьюзен Галлахер (Джуди Гарленд) — 17-летняя певица и танцовщица из водевилей, с ранних лет выступающая вместе со своим отцом (Чарльз Виннингер), уже явно давно «отставшим от моды». Вторая — Сандра Колтер (Хеди Ламарр) — жена безработного скрипача Франца (Филип Дорн), которому не удаётся получить работу у Зигфилда.
Однако, саму Сандру, благодаря её красоте, замечают и предлагают участвовать в шоу. Вот только самого Франца эта новость совсем не радует. Третья — Шейла Реган (Лана Тёрнер) — лифтёрша, помолвленная с водителем грузовика Гилбертом Янгом (Джеймс Стюарт). Для Шейлы попадание в «шоу Зигфилда» равноценно «входному билету» в мир шика, роскоши и богатства, о которых она мечтала всю свою жизнь. Правда, совместное будущее с Гилом, в эти её «мечты о красивой жизни», уже не вписывается…
Итак, Голливуд прежде уже вспоминал о Зигфилде, посвятив ему в 1936 году фильм с Уильямом Пауэллом в главной роли («Великий Зигфилд»). Режиссёром обеих картин был Роберт З. Леонард (Басби Беркли во втором фильме отвечал только за музыкальные номера). Но, в отличие от «… Зигфилда», данная работа посвящена не самому импресарио, а его «Девушкам…» — участницам реально существовавшего и очень своеобразного кордебалета, который знаменитый шоумен задействовал во всех своих бродвейских постановках, как правило, в «фоновом» качестве.
Сложно сказать, сколько прототипов было у героинь Гарленд, Ламарр и Тёрнер, но нет сомнения в том, что они существовали. О персонажах каждого из ведущих участников актёрского состава — отдельный разговор, а сейчас — вкратце по сценарию, который не лишён как недостатков, так и достоинств. Авторы сюжета (Маргарит Робертс, Соня Левин, Аннали Витмор и Уильям Энтони МакГуайр) написали достаточно линейную и предсказуемую историю о трёх непохожих друг на друга девушках, попавших в ревю Зигфилда, но, по-разному использовавших эту возможность.
Хорош данный сценарий тем, что судьбы выведенных в нём хористок развиваются параллельно (в кадре главные героини пересекаются крайне редко). А вот его «минусом» можно назвать то, что любой зритель, имеющий представление о том, что такое «Кодекс Хейса», с лёгкостью догадается, к какому итогу придёт каждая из девушек. Немузыкальная часть режиссуры Леонарда производит достаточно ровное впечатление, но, тем не менее, радует тем, что режиссёру удалось сделать фильм, длящийся больше двух часов, вполне увлекательным даже тогда, когда в нём не поют и не танцуют.
Заслуживает похвалы музыкальная часть «Девушек…» (всё смотрится очень ярко и зрелищно) от Басби Беркли. Шикарны созданные для музыкальных номеров декораций и, в особенности, причудливые костюмы хористок, демонстрирующие зрителю стремление Зигфилда к шику и блеску (особенно это заметно в номере «You Stepped Out of a Dream»). Запоминаются и песни, звучащие в фильме (помимо только что упомянутого «… Dream», можно выделить и исполняемые Джуди Гарленд «I`m Always Chasing Rainbows» и «Minnie from Trinidad»).
Ну, а теперь — немного о каждом из значимых участников актёрского состава и персонажах, которых они играли. Указание Джеймса Стюарта на первом месте в титрах, несомненно, связанно с успехом, сопровождавшим его предыдущие роли (например, в комедии «Филадельфийская история» (1940), за которую актёр получил «Оскар»). Но, с интересными ролями в 1941 году у него явно стало туго. Вот и его герой в «Девушках Зигфилда» — из этого же числа «неудач» (хотя сам фильм всё-таки можно назвать удавшимся).
Здесь Стюарт (словно вспоминая начало своей кинокарьеры) играет очередного «скучного жениха», который, разумеется, совсем не подходит главной героине (в данном случае, в исполнении Ланы Тёрнер). И, хотя актёрски к Стюарту уже традиционно нет претензий (хотя временами заметно, что душа к предложенному материалу у него не лежит) — сложно отделаться от ощущения, что этот его Гил Янг «Девушкам…», по большому счёту, совсем не нужен.
Касательно женской части актёрского состава, то сложно не согласиться с тем, что судьбы главных героинь немало пересекаются с биографиями актрис, которые задействованы в этом мюзикле. Например, 19-летняя Джуди Гарленд в качестве певицы, выступающей в водевилях с раннего детства, действительно играла почти саму себя — девушку, которая в шоу-бизнесе чувствовала себя, словно «рыба в воде». Несмотря на то, что роль Гарленд в фильме отодвинута почти на второй план, именно её наивная, искренняя и непосредственная героиня вызывала здесь наибольшее сопереживание.
Хеди Ламарр играет в «Девушках…» жену скрипача, случайно получившую работу в шоу благодаря своей внешности. Но, для Сандры шоу-бизнес — не более, чем способ заработка, удачно подвернувшийся в трудную минуту. Однако, это не её призвание, поэтому она оставляет ревю при первой же возможности. Отчасти, это касается и самой Ламарр, которая хотя и снималась активно в Голливуде в 40-х годах, но «своей» там так и не стала. Впрочем, несмотря на свою красоту, особо выдающейся актрисой Хеди никогда не являлась, что подтверждает и её роль в постановке Леонарда (пусть, именно здесь она играла, в общем-то, неплохо).
20-летней Лане Тёрнер в мюзикле досталась роль лифтёрши, которую работа на Бродвее изменила не в лучшую сторону. Зрителю наглядно демонстрируется то, насколько сильно она меняется под влиянием соблазнов «красивой жизни». Однако, отдадим должное сценаристам за то, что прописывая судьбу Шейлы Реган, они ввели в повествование гораздо меньше морализаторства, нежели можно было ожидать.
Говоря о биографии самой Тёрнер, то определённое сходство таковой с судьбой её героини здесь прослеживается (хотя реальность, в данном случае, оказывается более «горячей», чем сюжет фильма). Оценивая исполнение Ланы, замечу, что она очень органично держалась в кадре, неплохо смотрелась в дуэте с Джеймсом Стюартом и убедительно демонстрировала, что способна вызывать зрительский интерес по отношению к себе не только благодаря своей внешности.
В заключении, отмечу, что Роберт З. Леонард и Басби Беркли создали весьма занятный фильм, который, конечно, не назовёшь лучшим в своём жанре, но он не лишён того особого «класса», что всегда отличал мюзиклы MGM от мюзиклов других студий. Поэтому, почитателям жанра и талантов задействованных в фильме актёров, а также, тем, кто интересуется кинематографом эпохи «Золотого Века Голливуда», «Девушек…» можно рекомендовать к просмотру.
7 из 10
«Пограничным моментом» в кинокарьере Джеймса Стюарта стал мюзикл «Девушки Зигфилда» (1941) — это была последняя картина актёра по его семилетнему контракту с киностудией MGM. После этого фильма, Стюарт расторгает контракт и отправляется на фронт, чтобы служить в авиации. Его возврат в «большое кино» состоялся в 1946 году в фильме Фрэнка Капры «Эта замечательная жизнь» — однако, об этом, конечно, лучше поговорить уже в другом месте. Сюжет: Бродвей, середина 1920-х годов. Кастинг для участия в очередном музыкальном ревю Флоренца Зигфилда на Бр