Поль Гоген бесстрашно покидает Париж и прибывает на Таити. Фильм режиссера Эдуарда Делюка охватывает период жизни художника с 1891 по 1893 год.
Первая неожиданность от этого фильма — не тот свет, не те цвета, не та гармония, которых ожидаешь, если хоть раз стоял перед подлинной картиной великого художника. В фильме много эпизодов ночью, в пасмурную погоду днем, а когда солнечно — снято как будто через фильтры. Что за напасть?
Ждешь — вот сейчас режиссер даст команду сменить оптику и расцветит картинку буйством тропических красок. Но нет. Ни «синевы золотой», ни «солнечного пламени, медной смуглотой опалившего ее кожу».
Во-вторых, воспроизведенные в фильме события также весьма далеки от ожидаемых. Нет в них ни намека на «тропическое оцепенение, вызванное беспрерывной истомой», ни даже «спокойствия и мира душевного».
Мало радости, мало счастья, мало солнца. Акцент сделан на трудностях. «Под сенью тимарисков и панданов» — бедность, проблемы со здоровьем, необходимость сорокатрехлетнему художнику бороться с юным таитянским красавцем-атлетом за свою туземную красавицу Техуру… Венсан Кассель отчаянно играет изможденного обстоятельствами человека, из последних сил сражающегося за выживание и за свое искусство.
Яркие, гармоничные, неповторимые гогеновские краски появляются в фильме лишь однажды, в самом конце: когда начинаются титры и воспроизводятся несколько картин таитянского цикла.
Если сделать интеллектуальное усилие, то можно предположить, что режиссер намеренно приглушил краски благоухающей Полинезии, чтобы подчеркнуть, что творец живет воображением, что настоящему художнику требуется только легкий толчок, короткий импульс для подрыва плотины, сдерживающей поток вдохновения.
Конечно, «рассказывать биографии художников — значит спускаться с высот человеческого духа в болото обывательщины». Но всё же, на мой взгляд, авторам фильма нужно было хотя бы попытаться — не экономя на пиротехнике — отразить тот факт, что великий художник в каждый конкретный момент точно знает, что его творения рано или поздно будут оценены и признаны, что они будут приносить радость людям. Больно, если твои шедевры не продаются. Но для тех, кто пишет «как хочет и как мечтает» — для тех, кто пишет в вечность — это не самое главное.
7 из 10
В рецензии использованы цитаты из книг Поля Гогена «Ноа Ноа» и «Прежде и потом» и из очерков Якова Тугендхольда «Последние течения французской живописи».
Поль Гоген бесстрашно покидает Париж и прибывает на Таити. Фильм режиссера Эдуарда Делюка охватывает период жизни художника с 1891 по 1893 год. Первая неожиданность от этого фильма — не тот свет, не те цвета, не та гармония, которых ожидаешь, если хоть раз стоял перед подлинной картиной великого художника. В фильме много эпизодов ночью, в пасмурную погоду днем, а когда солнечно — снято как будто через фильтры. Что за напасть? Ждешь — вот сейчас режиссер даст команду сменить оптику и расцветит картинку буйством тропических красок. Но нет.