Около пяти лет назад Серхио Кабальеро снял изысканно красивый, волшебный по воплощению «Край Света». И вот, наконец, новая работа режиссера. Оставаясь верным своей неподражаемой, оригинальной стилистике, он счастливо избежал повторения своих прежних режиссерских находок, явив искушенному зрителю совершенно свежую по звучанию картину — опираясь при этом, на базовые составляющие многочисленных и всем хорошо известных жанров.
Немного о названии фильма. В каждой аннотации к нему пишут, что «дистанция» — это некий фантастический предмет, обрести который жаждут главные герои. Формально это так; во всяком случае на вопрос Скумека, что такое «дистанция», австриец объясняет ему нечто подобное. Смею думать, однако, что сам режиссер выбрал это слово для обозначения загадочной штуковины и соответственно взял его в название ленты для того, чтобы намекнуть на дистанции иные.
«Дистанция» — это, прежде всего, выдержанная дистанция собственной стилистики Кабальеро от таких всем знакомых жанров как драма, комедия, фэнтези, роад-муви, фантастика, и даже трэш, элементы которых с одной стороны явно обозначены в фильме, но с другой, в итоге, приобретают совершенно новое звучание в общем полотне.
Затем «Дистанция» — это дистанция между миром привычным и миром от такового далеким. И сила художественного слова Кабальеро такова, что дистанция эта, по мере погружения зрителя в повествование, сходит на нет, преобразуя сюрреалистический мир картины в пространство естественного существования главных героев и персонажей.
Потом стоит вспомнить и о дистанции между страной рисуемой и страной воплощения (снимал-то Кабальеро у себя на родине). Впрочем, говорить о том, что в фильме показана Россия — в корне неверно. Режиссер лишь добавляет мистического флера, географически прописывая своих героев на территории малопонятной и пугающей для многих европейцев страны.
Наконец «Дистанция» — это дистанция между восприятием фильма различной аудиторией. Соответственно она и измеряется совершенно разными величинами: от непреодолимой для большей части любителей киномейнстрима, до карманной — в случае знакомства с этим полотном ценителями незаурядного авторского кино.
Я не нахожу в фильме политической составляющей трактовки сюжета и соответствующих ролей. Однако и не отрицаю возможностей таковой. В конце концов, практически любую сказку можно интерпретировать с позиции соответствия их персонажей тому или иному политическому деятелю, а детали сюжета соотнести с какой-нибудь политической ситуацией. Только едва ли Кабальеро, создавая свой фильм, был одержим политической сатирой — слишком уж он дистанцирован от конкретных жанров.
Зато я вижу в «Дистанции» отличную реализацию жанровой эклектики, когда ни один из элементов отдельного жанра не довлеет над другим, а все вместе они составляют целостную картинку. Следует сказать, что при работе с трудно совместимыми жанрами, создателю, как правило, бывает сложно избежать банальных пародийных моментов, сводящих, в свою очередь, рассказ к фарсу. Кабальеро же органично вплетает элементы гротеска и юмора в общую сугубо медитативную канву своей картины, в целом оставляющей привкус драматический, а вовсе не пародийный. Кстати, для фильмов Кабальеро уже и ярлык придумали: «медитативная комедия». Мне, однако, такое определение кажется более чем куцым, да и более того — ненужным.
Ведь Кабальеро искусно показывает нам, что авторское кино вовсе не обязательно должно ограничиваться рамками определенного жанра. Полагаю, что борется он именно за возможность создавать новое в среде старого, за возможность создать произведение, к которому сложно прикрепить определенный жанровый ярлык. И только один критерий оценки произведения должен быть — художественная ценность. Говоря о «Дистанции», последнюю оценил бы в
8 из 10
Около пяти лет назад Серхио Кабальеро снял изысканно красивый, волшебный по воплощению «Край Света». И вот, наконец, новая работа режиссера. Оставаясь верным своей неподражаемой, оригинальной стилистике, он счастливо избежал повторения своих прежних режиссерских находок, явив искушенному зрителю совершенно свежую по звучанию картину — опираясь при этом, на базовые составляющие многочисленных и всем хорошо известных жанров. Немного о названии фильма. В каждой аннотации к нему пишут, что «дистанция» — это некий фантастический предмет, обрести