« — Говорю вам: не все мы умрём, но все изменимся.» (с)
Сценаристы Пётр Луцик и мой земляк Алексей Саморядов — творившие всегда в тандеме, и слишком рано и трагично покинувшие этот мир — оставили после себя наследие занятных сюжетов. По которым, даже много лет спустя режиссёры продолжают ставить киноленты. Конечно, во многом их истории привязаны к породившей их эпохе позднего советского «застоя», который сменился резким поворотом горбачёвской политики, взявшей курс на «перестройку» социалистического государства, в итоге обернувшуюся полным его крушением. Отсюда в их сюжетах чувствуется вседозволенность отдельно взятого индивида, который найдя в себе силы воспользоваться происходящим в стране бардаком, не только преступает закон — но постепенно переходит некую грань, за которой оказывается как бы вне всех этих условностей и запретов, по которым почему то всё ещё продолжает жить общество. Не ведая о том, что скоро всему привычному мироукладу придёт конец, и что каждому придётся как то бороться за выживание, отбросив много лет используемые правила и каноны. Чувствуется покинутость человека живущего где то в глубинки, будто и вовсе не интересующей ныне правящую власть, заботящуюся лишь о порядке в столице. Отсюда возникают просто какие то притчевые истории, которые при желании вообще можно назвать современными вестернами (например «Окраина» и «Дикое Поле»), в которых герои живут и воюют друг с другом по своим собственным, а вовсе не предписанным государством законам. Со временем, когда ситуация в стране стабилизировалась и глобальный кризис разъедавший как общество, так и души людей миновал — сценарии Луцика и Саморядова перестали быть актуальными. Но по прежнему привлекают читателей и кинематографистов, как продукт творческой интеллигенции постсоветской эпохи…
Вот и фильм «Дюба — Дюба», снятый в самом начале 90- ых, повествует о тягостном и гнетущем безвремяньи, в котором существуют главный герои и остальные персонажи, которые как уже было сказано, не взирая на уголовный кодекс — «рулят» по своим законам. Главный герой — молодой парень, студент престижного московского киноинститута, который пытается вызволить из тюрьмы свою давнюю подружку — угодившую туда за связь с мелким бандитом. Дело осложняется тем, что подавать прошение о пересмотре её наказания — бессмысленно, а что бы устроить девушке побег — необходимы деньги. Большие деньги, которых у будущего сценариста Андрея конечно же нет. Нет у него и какого то определённого заработка, ибо всё свободное от курсов время они с товарищем пишут свой дипломный сценарий. Именно тогда, в голове героя возникает криминальный план — собирать необходимый капитал кражами богатых посетителей кабаков, которые после гулянки не представляют серьёзной угрозы в плане самообороны. Однако, начав разбойничать по кабацким сортирам, Андрей быстро понимает, что реальных денег таким путём «собирать» придётся долго. Поэтому он по наводке своего товарища — устанавливает слежку за местным бизнесменом Игорем — у которого вполне могут водится большие суммы. Но поскольку в одиночку провернуть квартирную кражу с обезвреживанием жертвы трудно и опасно, герой обращается за помощью к знакомым бандитам — промышляющим мелкими кражами и подпольной торговлей оружием. Однако, увлёкшись «зарабатыванием» денег на большую взятку охраннику тюрьмы, с которым он уже успел свести знакомство, Андрей как то упустил главное — а зачем ему вообще вытаскивать эту самую бывшую подружку Таню? Хочет ли она сама оказаться на воле и перейти на нелегальное положение, моментально намотав себе новый срок? Помнит ли она вообще их отношения, и нужен ли он ей?..
Сюжет развивается довольно хаотично и нелинейно. Показывают подготовку героя к ограблению, затем почему то уже героя кружащего «как польский диверсант» у стен женской «зоны», селясь в тамошней деревеньке у какой то тётки, соврав что он приехал на практику. Частые перескоки от одних событий к другим, путают только в начале, со временем к этому художественному решению, зачем то выбранному режиссёром картины Александром Хваном привыкаешь. Хотя в изначальном сценарии Луцика и Саморядова, написанным в формате киноповести — их сюжет был прописан линейно и более обстоятельно. Так же многое осталось не включённым в картину, вместо этого постановщик снял отсебятину — сцены с Андреем в Нью — Йоркском аэропорту (почему то пустом), где герой прогуливается в ожидании рейса в элегантном европейском смокинге и тёмных очках, заходит в бар и заказывает выпить. Дело в том, что эти сцены появляются в самом финале, так сказать вместо эпилога, подводящего итог всей рассказанной истории. А если учитывать тот факт, что до этого Андрея пырнул в грудь ножом бандит — любовник Тани, из — за которого её вновь отправили за решётку, и что умирая Андрей успел выдернуть чеку из припрятанной им ранее гранаты… Мягко говоря, правы были члены жюри Каннского фестиваля (куда неровная, и мрачно — депрессивная картина Александра Хвана попала каким то совершенно мистическим образом) — где номинировавшуюся на «Золотую Пальмовую Ветвь» ленту назвали — «оставшейся за гранью логического понимания»… Впрочем, впоследствии это дало возможность воспринимать все эти криминальные приключения Андрея — как некий сюжет мелодраматического боевика — сценарий которого, вполне вероятно пишут друзья — соавторы, готовясь как лучшие ученики своего курса к поездке на стажировку в Америку…
В фильме снялись известные артисты позднего советского кино: Владимир Головин (охранник «зоны»), Георгий Тараторкин (адвокат), Александр Тютин (бизнесмен Игорь), Фархад Махмудов (грабитель Джаник), Александр Негреба (любовник Тани — бандит Коля) и Григорий Константинопольский (Витя — товарищ и соавтор героя). Девушку Таню сыграла молодая Анжела Белянская, которая благодаря природным данным и симпатичной мордашке — составила прекрасную пару Олегу Меньшикову — воплотившему на экране образ такого неоднозначного героя, как Андрей. Вообще, наверное впервые в карьере Меньшиков вынужден в кино жрать водку в блатной компании, грабить каких то подвыпивших казахов в грязных сортирах и проживать в облупившихся, заваленных всяким хламом халупах, нося на себе какие то дешёвые обноски! Уже ради одного этого стоит посмотреть фильм Александра Хвана. Режиссёра, прямо таки слабых творческих способностей, который может гораздо лучше пересказывать свои картины, чем качественно перенести хороший сценарный материал на экран. В этом легко убедится, прочитав изначальные тексты сюжетов, а после посмотреть снятые им по ним кинофильмы… Но в любом случае, данная лента — будет представлять интерес как поклонникам творчества неординарных и самобытных драматургов, необычайно рано и так трагично ушедших из жизни, так и поклонникам выдающегося актёра Олега Евгеньевича Меньшикова — не так уж часто балующего зрителей своими новыми ролями.
« — Говорю вам: не все мы умрём, но все изменимся.» (с) Сценаристы Пётр Луцик и мой земляк Алексей Саморядов — творившие всегда в тандеме, и слишком рано и трагично покинувшие этот мир — оставили после себя наследие занятных сюжетов. По которым, даже много лет спустя режиссёры продолжают ставить киноленты. Конечно, во многом их истории привязаны к породившей их эпохе позднего советского «застоя», который сменился резким поворотом горбачёвской политики, взявшей курс на «перестройку» социалистического государства, в итоге обернувшуюся полным