Ветеран венгерского кино, 78-летний Карой Макк, в картине "Длинные выходные в Пеште и Буде"вернулся на тридцать лет назад, чтобы выяснить отношения между персонажами собственной картины Любовь (1971). Недаром он попросил сняться в новом произведении тех же актеров Ивана Дарваша и Мари Теречик. Именно в этом контексте унылые необязательные "Выходные", как сотня фильмов до нее перетирающая репрессии, иммиграцию и ностальгию, обретает подлинную интригу. Лейтмотивом "Любви"был маскарад. Жена арестованного в 1956 году Ивана выдумывала для его больной матери настоящее театральное действо, и старушка умирала спокойно, не узнав, что сын в тюрьме. Луце (Теречик), переименованной в новом фильме в Мари, приходилось лгать и притворяться. Дабы не отступать от закона жанра, Макк решил покарать ее 30 лет спустя. Ничто так не подвергает испытанию человеческую привязанность, как любовь и честность нечестным путем. Выйдя из тюрьмы, Иван оставил жертвовавшую, но лукавившую подругу и бежал за рубеж. Интересно, что за три года до "Выходных в Пеште и Буде"венгерский режиссер Андраш Шурани предложил другой вариант развития событий. В его картине "Фильм..."старики - Иван Дарваш и ныне покойная Хеди Темешши - также играли постаревших макковских героев. Выбранные в молодости социальные маски - актриса и диссидент - исчерпывали их личностные возможности и они превращались в аморфных персон, ведущих растительную жизнь. Отдельный интерес вызывает попытка Макка возвратить венгерские ценности на круги своя. Перед лицом нашествий и завоеваний этот народ выработал форму самоорганизации - крепкая семья - оказавшуюся невостребованной в последнее демократическое десятилетие. Начиная с конца 80-х в венгерском кино нелегко найти ленту о полноценном современном семействе. Герой "Выходных в Пеште и Буде"наверстывает упущенное: нынешняя жена ждет его в Лугано, бывшая подруга - в Будапеште, к тому же выясняется, что у него есть дочь.