Моя первая рецензия. И написать ее меня побудила незаслуженно низкая оценка этой картине.
Антарктическая пустыня, шестеро членов команды и дневник британской экспедиции восьмидесятилетней давности. Я еще вернусь к этому дневнику. Повествование начинается уже в пути и продолжается неспешно, почти медитативно за счет спокойных очень художественных диалогов и монологов и в то же время довольно стремительно. Члены команды производят впечатление вполне адекватных людей, может быть, чуть более отчаянных, чем прочие. Их мотивация, возможности и способности обрисованы.
Невзирая на логичность сюжета (с некоторыми мистическими допущениями) и по-корейски жесткую натуралистичность съемок, мне фильм показался аллегоричным, иносказательным и даже местами сюрреалистичным. Было бы ожидаемым в ситуации борьбы человека с природой увидеть всполошенных людей, обвиняющих друг друга и в особенности вожака во всех бедах. Здесь же — практически полное отсутствие паники, лишь слепая вера и безмолвное следование за своим капитаном, за отцом, потерявшим сына. В фильме не один раз повторяются слова об отце и его детях. И тогда мне вдруг подумалось: это Бог, капитан — это аллегория на Бога. И все встало на свои места. Аллегории болезней, стихий, люди с разными взглядами и разной степенью веры, и бунт против Бога присутствует, нечеловеческие условия Антарктики как среда развития сюжета, говорящая о том, что жить, в общем-то, непросто. Ну и полюс недоступности как олицетворение рая. В эпилоге — попытка ответа на вопросы кто такой Бог и что такое рай и есть ли он вообще.
Но причем здесь британская экспедиция со своим дневником? Об этом я думала уже после титров и придумала, что это мог быть обобщенный образ западной культуры. В таком контексте даже приятно, что дневник был не советский.
Да, я это увидела. Нет, у меня нет шизофрении. Впрочем, справки у меня тоже нет. Но ведь искусство для того и существует, чтобы каждый видел в нем, что хочет.
Не могу не похвалить актерскую игру. Что Сон Кан-хо (капитан) и Пак Хи-сун (лейтенант) прекрасные актеры, я знала и раньше. Остальные также на своих местах, особенно Ю Джи-тхэ (самый молодой член команды). Операторская работа на высоте. Холодный зимний антураж интересен сам по себе, его сложно испортить ракурсом, а здесь картинка еще и очень хороша композиционно: горизонтали, вертикали, крупные и дальние планы, движение камеры. Ну и, конечно, сценаристы и режиссер. Честно говоря, не думаю, что они вкладывали в фильм тот смысл, который я увидела, но вызвать лавину чувств и привести зрителя к подобным мыслям — это в любом случае мастерство. Идеальный симбиоз всех компонентов, включая звук, и каждая деталь усиливает впечатление от каждой другой детали. Удивительно цельная картина, глядя на которую страшно дышать, вдруг что-то упустишь.
Заявленные жанры оправданны. Не увидела только детектива как такового, хотя определенная загадка существует. Не единожды слышала, что фильм относят еще к жанру ужасов, и много споров по этому поводу. Что ж, если ждать от жанра обилия скримеров, то на самом деле сложно отнести сюда «Дневник полярной экспедиции». Если же думать, что ужас не в пугалках, ужас в головах, то «Дневник» действительно ужасающее кино.
«Дневник полярной экспедиции» — лучший фильм, который я посмотрела за последний год, и один из лучших, которые я смотрела в принципе.
10 из 10
Моя первая рецензия. И написать ее меня побудила незаслуженно низкая оценка этой картине. Антарктическая пустыня, шестеро членов команды и дневник британской экспедиции восьмидесятилетней давности. Я еще вернусь к этому дневнику. Повествование начинается уже в пути и продолжается неспешно, почти медитативно за счет спокойных очень художественных диалогов и монологов и в то же время довольно стремительно. Члены команды производят впечатление вполне адекватных людей, может быть, чуть более отчаянных, чем прочие. Их мотивация, возможности и спо