Джей Роуч показывает президента Джонсона симпатичным чудаком, очаровательным эксцентриком. Тридцать шестой президент США обладал милой привычкой натягивать брюки до подмышек, и ходить, выпятив пузо вперёд, он обожал своих лопоухих собачек, в присутствии журналистов любил пускаться в долгие, маразматические воспоминания в духе «а вот был я как — то учителем в деревенской школе, в которой учились прелестные мексиканские детишки». Ещё Джонсон очень любил рассуждать о том, как люди отправляют свои естественные надобности, да и сам любил посидеть на унитазе в присутствии подчинённых — дышите глубже, вы наслаждаетесь подлинным ароматом демократии! Кстати сказать, блестящие идеи приходят ему в голову, именно в ходе процесса дефекации — вот уж воистину, неисповедимы пути Господни!
Таким образом, Эл Би Джей (Линдон Бэйнс Джонсон) — просто душка! Очаровательный дедуля — президент, любит немножко выпить и поорать на жену, но ведь у него очень нервная работа, ему же надо как — то расслабляться! Фильм начинается с принятия Джонсоном президентской присяги, как известно, он стал президентом, после убийства Джона Кеннеди. Те, кто увлекается стрелковым спортом, знают мишень, называемую «бегущий кабан», хорошо помогает отрабатывать стрелковые навыки. Очаровашка Кеннеди решил поиграть в мишень под названием «едущий в открытой машине президент», и тем самым разбудил охотничий инстинкт в сторонниках второй поправки к самой демократической конституции в мире — какая гнусная провокация, разве можно так искушать бывалого охотника?
Чем же был занят Джонсон в то время, когда Кеннеди разъезжал по улицам Далласа в открытом авто, поддразнивая членов местного стрелкового клуба? Эл Би Джей ехал в том же самом кортеже, в закрытом бронированном лимузине, лёжа на полу (устал наверное, почему бы и не прилечь?). Мы с ходу отметаем гнусное предположение о причастности Джонсона к убийству Кеннеди, у тридцать пятого президента не было врагов, он был окружён всеобщей любовью, его смерть — это случайность, и происки советских спецслужб (все знают, что Освальд долго жил в СССР). Таким образом, Джонсон честно становится президентом, ввиду полной неспособности предшественника исполнять президентские обязанности.
Зачем Джонсону понадобилось принимать пресловутый Акт о гражданских правах? Из любви к неграм? Ничего подобного, фильм очень хорошо показывает мотивацию Джонсона — Акт необходим ему для того, чтобы получить голоса цветного населения на выборах, им движет политическая целесообразность, и ничего более. Джонсон родом из Техаса, того самого штата, где суд Линча до сих пор считается чем — то вроде патриотической игры (своеобразная «Зарница» для утомлённых жизнью фермеров), а Ку — Клукс — Клан считается безобидной бойскаутской организацией. Кеннеди разработал законопроект о гражданских правах (запрет сегрегации), именно он стал прикармливать Мартина Лютера Кинга, регулярно встречаясь с ним, не говоря уже о многочисленных программах по борьбе с бедностью. Следовательно, Джонсон всего лишь продолжил политику своего предшественника.
Фильм поражает откровенностью, с которой нам раскрывают механизм принятия решений американскими президентами.
- Кто — то, где — то обстрелял наши корабли.
- Наши корабли получили повреждения?
- Нет, но по ним выпустили торпеды!
- Откуда мы об этом знаем?
- А мы точно и не знаем, но не можем простить такую наглость, поэтому надо бомбить.
- Надо.
Вот так Джонсон принял решение об активном участии американских войск во вьетнамской войне, которая стоила американцам потери военной репутации, шестидесяти тысяч погибших, вьетнамского синдрома, а самому Джонсону президентского кресла (кричалка — Эй, эй, Эл Би Джей — сколько сегодня убил ты детей? Именно эта кричалка будет сопровождать Джонсона до конца его первого, и последнего президентского срока).
Создавая блестящий образ Джонсона, режиссёр попутно разрушает светлый образ чёрного борца за гражданские права Мартина Лютера Кинга. Кинг выведен дешёвым соглашателем и оппортунистом, похотливым любителем чёрных цыпочек, пронырливым политиканом и демагогом. Не забыли создатели и про Эдгара Гувера. Джонсон требует от руководителя ФБР расследовать исчезновение трёх активистов движения за гражданские права. Гувер не хочет этим заниматься (ФБР — федеральная правоохранительная структура в обязанности которой входит расследование правонарушений на территории США), тогда президент сообщает руководителю ФБР о том, что расследование будет поручено ЦРУ (то есть — разведке, которая не обладает правоохранительными полномочиями на территории США), Гувер радостно соглашается заняться своими прямыми обязанностями. Очень тонкий ход, который должен продемонстрировать политическое искусство Джонсона — как ловко манипулирует он конкурирующими спецслужбами, просто красавчик! Гувер (который пережил и Рузвельта, и Кеннеди, и Джонсона), этот самый Гувер, прожжённый и циничный, серый кардинал американской политики, ведётся на такую дешёвую разводку, блестящая находка режиссёра!
Отличный эпизод в котором Гувер (убеждённый холостяк, проводивший свободное время, расхаживая по дому в балетной пачке, любивший целовать мальчиков — официантов в розовые, сладкие губки (чего здесь такого? подумаешь — мужик мужика в губы поцеловал?), завещавший всё своё состояние заместителю и другу Толсону (мальчишки всё своё свободное время проводили вместе — обеды, отпуска, ночные клубы) — вот она, чистая мужская дружба!), старательно подбирая слова, описывает отсталому селянину Джонсону гомосексуалистов и их отличительные признаки, и проявляет удивительную осведомлённость в этом вопросе. А ведь дело происходит в нетолерантные шестидесятые, когда право взлохматить мужские булки, ещё не было признано основным завоеванием демократии. У Джея Роуча своеобразное чувство юмора.
Что мы имеем в итоге? Очередная попытка создать миф о добром, «народном» президенте, простом деревенском парне, случайно, волею судьбы, вознесённым на политический Олимп. Добродушный дедушка — президент, не может не нравится зрителю. Ну и что с того, что вслед за принятием Акта о гражданских правах Америка оказалась в состоянии гражданской войны (кровавая бойня в Лос — Анджелесе в 1965 году, в Нью — Джерси в 1967, убийство Кинга в 1968 году), кого волнует тот факт, что в результате ковровых бомбардировок, удобрения инсектицидами, напалмовой иллюминации погибло более миллиона вьетнамцев, а программа построения «Великого общества» (без бедности и сегрегации) была свёрнута под предлогом той самой вьетнамской войны? Всё это — мелочи, не заслуживающие внимания, и ничуть не умаляющие заслуг Тридцать шестого (с большой цифры Три) президента!
Благодаря блестящей работе гримёров, Крэнстон очень похож на Джонсона — тот же висячий, бананообразный нос, кислая рожа вечно недовольного бюрократа, сидельца, со сплющенной от сидячей работы задницей, отталкивающая, неэстетичная внешность заскорузлого функционера. Крэнстон прекрасен, визгливые, слюнявые истерики — меня никто не любит! Вспышки ярости по отношению к любимой жёнушке (Мелиссе Лео тесна роль подавалки сэндвичей, и подтирательницы президентской задницы), всё это очень здорово, жаль только, что разбавить этот нудный, затянутый фильм таким образом, создателям не удалось, получилось тягучее, неудобоваримое действо, неслучайно Спилберг выступил продюсером (его «Линкольн» — абсолютно такая же, тоскливая, затянутая процедурная драма).
2 из 10
Джей Роуч показывает президента Джонсона симпатичным чудаком, очаровательным эксцентриком. Тридцать шестой президент США обладал милой привычкой натягивать брюки до подмышек, и ходить, выпятив пузо вперёд, он обожал своих лопоухих собачек, в присутствии журналистов любил пускаться в долгие, маразматические воспоминания в духе «а вот был я как — то учителем в деревенской школе, в которой учились прелестные мексиканские детишки». Ещё Джонсон очень любил рассуждать о том, как люди отправляют свои естественные надобности, да и сам любил посидеть на