Бывают фильмы, после которых, несмотря на счастливый, казалось бы, финал, остаётся горькое послевкусие. Такой фильм, во всяком случае, для меня — «Дом «Патиала»».
Я очень уважаю Акшая Кумара за то, что он поднимает в своих фильмах сложные и острые социальные вопросы. И не боится давать на них ответы, которые, возможно, будут неприятны обывателю, глядящему на мир через розовые очки.
«Дом «Патиала»» — как раз такой. Без обеления, приукрашивания. Фильм про людей, про ошибки и заблуждения, про слабость и силу. А ещё — про эгоизм.
О, сколько же форм и разновидностей эгоизма мы здесь видим! По сути, каждый обитатель «дома» живёт только своими интересами, не особо вникая: как там кто-то другой рядом. Понимаю, что такая позиция может вызывать удивления: КАК своими интересами? Они все живут интересами «отца»! Ой ли. Давайте разбираться вместе.
В фильме задаётся очень серьёзный вопрос: когда «дом» становится домом, а не только местом, куда можно лишь прийти переночевать и поесть? И даётся ответ: когда множество «я» сливается в одно «мы». Вот тогда-то и рождается та самая семь-Я.
Но в начале фильма — не семья, а сборище эгоистов. Конечно, главный эгоист — «отец» семейства. Мало того, что упёртый, так ещё, мягко говоря, недалёкий. Гуртедж яркий пример того, как кто-либо прётся в чужой монастырь со своим уставом. Честно сказать, при просмотре фильма, мне не раз хотелось стукнуть его тяжёлым тупым предметом по голове и прокричать: «чемодан-вокзал-Пенджаб». Расизм и национализм гадок во всех его проявлениях. Когда надменные англичане воротят нос от «цветных собак» и считают крупную ядерную державу «страной дикарей и факиров» (это — из другого фильма, но аналогия так и просится), ими едва ли не брезгаешь. Точно такую же брезгливость вызывает и обратная ситуация: ненависть индийцев к англичанам, притом, что в данном конкретном случае индийцы живут на земле англичан.
На самом деле в фильме показана страшная ситуация, на пороге которой стоит заполонённая мигрантами Европа. Люди, сейчас «понаехавшие» в Евросоюз, не намерены ассимилировать. Они будут устраивать у вас под носом свои «пенджабы» и заставлять вас же, в ваше же стране, считаться с их правилами, хотя им самим глубоко плевать на ваши правила.
Межнациональное уважение, на мой взгляд, должно быть взаимным. Если ты приехал в эту страну, отдал своих детей в английскую школу, позволил им хлебнуть и увидеть другие ценности, то не пытайся перетряхивать нафталиновые традиции. Это довольно глупо. Нужно уметь принять новое, но при этом, не потерять себя. А цепляться за старое вопреки рассудку, устраивать анклав на чужой территории — ну что я могу сказать, англичан тут ещё мягкими показали. Демократичными. Ведь проблему можно было решить в самом начале депортацией.
Теперь Гатту. Ещё один эгоист. И этот — похлеще папочки, примерным сыночком которого он является. Большую часть фильма Гатту был мне несимпатичен. Потому что он погряз в трусости и жалости к себе. На самом деле вот это вот саможаление, эта позиция «я такой несчастный, мне жизнь сломали» — эгоизм высшей марки. Перед нами так и невыросший инфантильный и капризный ребёнок, которому «все должны». Который не готов и не научен что-либо менять. Ему некомфортно в той ситуации, в какой он прибывает, но что-либо исправлять он не намерен. А исправлять всегда нужно себя — и вот это самое сложное. Потому что мы, люди, создания ленивые, и лучше будем ныть, как всё плохо, чем начнём действовать. Хорошо, что появляется Симран в виде моей любимой Анушки Шармы, и делает то, что следовало бы сделать в этом доме давным-давно: распахивает окна, впуская свежий воздух, и устраивает «генеральную уборку», выметая прочь вековую пенджабскую пыль и тараканов. И вот тогда-то обитатели «дома» начинают выздоравливать.
Но эгоизм лечится тяжко и долго, потому что «пациент», как правило, «сопротивляется лечению». Вот и «патиаловцы», эгоистические, инфантильные, не умеют ещё отвечать за свои поступки. Поэтому братья и сёстры при первой же возможности предают Гатту, а сам Гатту — предаёт крикетную команду, которая в него уже поверила. Опять же — чисто из эгоизма: ах, лучше я буду несчастным и страдать, чем сделаю что-то. Предатели всегда выглядят гадко и пугают. Тот, кто не готов бороться за своё право мечтать зубами и когтями, опасен.
Но хорошо, что среди всех этих невыросших эгоистов есть взрослая, сознательная и сильная Симран. Она продолжает бороться, даже когда все опускают руки и сдаются. И всё-таки учит побеждать.
Симран в фильме совсем немного, но для меня — она главная и прекрасная. Как добрый ангел, который слетел в этот погрязший в эгоизме дом, посрывал повязки с глаз его жильцов и пинком толкнул их к друг другу, чтобы сделать семьёй. Очень люблю предфинальный диалог:
- Папа, зачем ты выключил телевизор?
- Но если телевизор будет работать, то как же мы поедим на стадион.
Ибо думается: ну слава Богу, «папочка» вырос, значит, и «детки» скоро подтянутся.
Фильм о том, к чему приводит эгоизм. И о том, что самая великая победа — это победа над самим собой.
Фильм нужно смотреть, чтобы проснуться. И пусть останется горькое послевкусие, но от кофе оно ведь тоже остаётся, но мы продолжаем его пить, когда хотим взбодриться и не спать.
10 из 10
Бывают фильмы, после которых, несмотря на счастливый, казалось бы, финал, остаётся горькое послевкусие. Такой фильм, во всяком случае, для меня — «Дом «Патиала»». Я очень уважаю Акшая Кумара за то, что он поднимает в своих фильмах сложные и острые социальные вопросы. И не боится давать на них ответы, которые, возможно, будут неприятны обывателю, глядящему на мир через розовые очки. «Дом «Патиала»» — как раз такой. Без обеления, приукрашивания. Фильм про людей, про ошибки и заблуждения, про слабость и силу. А ещё — про эгоизм. О, сколь